Петр Мамонов говорит о себе, что он клоун, и нисколько этого не стыдится, потому что заслужить улыбку у людей очень непросто. Уметь показать жесткие реалии мира в смешном, позитивном ракурсе, отбрасывая при этом пафос и напыщенность, истинный талант.
Жить ради улыбок и смеха, которыми кормится зритель на спектаклях, истинное призвание, а детская безумность и простота - истинные инструменты гения.
Его спектакли подчас абсурдны, речи бессмысленны, да и театральная сцена пуста. По ней, как по огромному полю, с пластикой животного и звериным оскалом, мечется сам актер. В его судорожных движениях столько силы и энергии, что с него непереставаемыми потоками струится пот. Для людей со слабой психикой места возле сцены - настоящие испытание, но от него невозможно оторвать глаз.. .Актер перед зрителем доверчиво обнажает свою душу, с грохотом падает на коленки, замирая в конвульсиях и неестественных позах.
Его пение - это речитатив под смесь дисгармоничных гитарных аккордов, скрежета неопознанных инструментов и природных звуков, в которые актер с головой погружает зрителя. Зритель чувствует, что плывет, но не понимает, где он находится и как глубоко в этом месте. Воронка пустоты неудержимо закручивает его, абсурд засасывает еще сильнее, чем самая умно-невероятно-глубокая постановка. Вот оно торжество искусства XXI века - делать деньги из пустоты. Формула такого искусства может быть выписана мамоновской фразой "целую ночь спишь, а то и не спишь... То спишь, а то и не спишь". Для такого глубокого понимания актер может и эхолот потребовать и ногой топнуть, но все это с бесконечной любовью к зрителю и с вездесущим стебом, детской непосредственностью и кривляньем.
Актер все спешит рассказать обо всем, всем, всем. Он захлебывается в своей речи, как дитя, потому ведь как зрителю очень важно знать о летчиках, летающих на истребителях, и о садоводах, которые копаются в огородах, презрев современную технику. Но он сразу осекается, что он не может рассказать все обо всех, потому что он всего лишь "тупенький" кролик...И потом, без плавных переходов и лиричных трелей, совершенно неожиданно для людей, сидящих в зале, Мамонов начинает мечтать о вмонтированной видеокамере для каждого человечка, который спрятан у него внутри.
В спектакле Мамонова найдется место и любви, ведь его сердце - это израненный кусок, который не приемлет "никаких сообщений, ни е-мейла", надо только, чтобы "ты была рядом со мной", так кричит актер, истошно хлопая себя кулаком по бедру. Все это безумие венчает невинная просьба: "Я такой дядечка особенный, много-много лет пролежал в пыли, так что трясти меня не надо..." и распластывается по полу безжизненно.
Мамонов прошел нелегкий витиеватый жизненный путь. Он был оператором в бройлерной и писал в газетах, корректировал отечественные издания и работал в киоске. Будучи лидером отечественной рок-музыки, добрался до главной роли в фильме "Остров". В актере гармонично сочетается множество ярких ипостасей, и каждый раз со страстностью всей своей безграничной натуры он показывает этих "маленьких человечков", изливаясь перед зрителем: "Как много хочется рассказать! О, как бы я хотел, чтобы кто-нибудь понаблюдал за моей внутренней жизнью..." Конечно, мог бы быть другим, но насилие над собственной душой неприемлемо: "Я уехал бы в Вайоминг, но это был бы не Мамонинг..."
Спектакли Мамонова всегда собирают полные залы, несмотря на "изящество" сценической обстановки и полубезумного одинокого актера на ней. Под стать духу его творческой и жизненной концепции рождаются названия представлений: "Мыши и Зелененький", "Мыши, Мальчик Кай и Снежная королева", "Пыль". Зрителей, как магнит, притягивают эти необычайные спектакли, им хочется смеяться над пустой сущностью вещей, так просто показанных актером. А, может быть, иногда им хочется пожалеть некрасивого одинокого "человечка", с которого градом катится пот.... И потом, вдруг, совершенно неожиданно для самих себя испытать шоковые ощущения от возникшего интуитивного чувства понимания истины.
Вокруг людей всегда лишь пустое звенящее пространство, которое с их же подачи покрывается паутиной условностей и формул. Театр "одного актера" отбрасывает все условности, обнажая выпуклую сущность веселящей пустоты...
Эльза Кузнецова |