Рост авторынка России за 2017 года может составить 12%Рост авторынка России за 2017 года может составить 12%
Почему спать лучше голымПочему спать лучше голым

Новости науки и техники: В будущем для зачатия ребенка не потребуется участие мужчины - ученые додумались до женской спермы
Как зачать ребенка паре, в которой мужчина бесплоден? Над решением этой насущной проблемы много лет билась группа ученых под руководством профессора Карима Найерния из Института клетки Северовосточной Англии.

Генетики придумали способ выращивания сперматозоидов из клеток костного мозга мужчины и случайно выяснили, что это возможно и у женщин.

Профессор Найерния и его команда использовали костный мозг добровольцев мужского пола, в котором выделили родительские клетки. Эти стволовые клетки, как было установлено, могут служить основой для выращивания любых других тканей. Клетки обработали раствором, состоящим из нескольких белков и витамина А, и они превратились в материал, из которого в питательной среде можно вырастить спермии. Но открытие, столь значимое для мужчин, оказалось применимым и к женщинам тоже! Ведь неважно, из чьих стволовых клеток - мужских или женских, растить клетки, превращающиеся потом в сперматозоиды. Короче говоря, ради интереса доктора провели эксперимент на женщинах и получили точно такие же клетки, как и у мужчин. Из них, как утверждают врачи, можно также создать сперматозоиды.

Это открытие может помочь не только бесплодным парам. Женщина получит возможность зачать, не используя материал какого-то анонимного мужика из банка спермы, а применяя свои собственные, родные клетки. К тому же возможным станет создание ребенка за счет совмещения генетического материала двух женщин. Правда, сперматозоиды будут производиться не в организме женщины, а выращиваться в пробирке. Там же произойдет и оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом.

На подходе мутанты
Конечно, у англичан тут же появились противники, которые считают их открытие невозможным или вредным.

- У мужчин есть Y-хромосома и X-хромосома, в то время как у женщин - две Х-хромосомы, - говорит профессор Ловелл Бэдж. - Y-хромосома имеет ключевое значение для клеток спермы, а наличие двух Х-хромосом попросту не позволит стволовой клетке развиться в сперматозоид.

Ведь половые клетки способны делиться, в результате чего в яйцеклетках и сперматозоидах остается только по одной хромосоме вместо пары хромосом, как во всех других клетках.

Профессор Гарри Мур из Университета Шеффилда считает, что размножение таким путем может сделать из людей настоящих мутантов, ведь в нашем генетическом материале зашифрована информация обо всех наследственных болезнях, а значит, оплодотворение своими же клетками сродни инцесту между близкими родственниками.

- Это увеличивает риск генетических мутаций и уродств у будущего ребенка, - предостерегает Шеффилд.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Мария АРБАТОВА, писательница:

- Не думаю, что это научное открытие поможет женщинам в борьбе за их права с мужчинами. Равноправие полов лежит не в физиологической плоскости, а в юридической. А добыта сперма традиционным путём, из банка спермы или еще каким-то экзотическим способом, совершенно не принципиально. Вряд ли женщины вообще перестанут обходиться без мужчин, перестанут строить семью. Само по себе осеменение женщины занимает очень небольшое количество времени, так что было бы странным считать, что семья и другие формы взаимоотношений строятся ради этого.

Так что новые технологии производства спермы мало что могут изменить в области отношений полов. Лично я сомневаюсь, что окажется много женщин считающих, будто делать детей в научной лаборатории приятнее, чем в собственной постели.

Роман ТРАХТЕНБЕРГ, шоумен:

- Я считаю, что это открытие очень вредное, а этих ученых нужно запереть в подвале и ключ выкинуть. Женщина ведь как была создана? Из ребра Адама. Известно, что ребро - единственная кость, в которой нет мозга, так что и женщина получилась безмозглым существом. А теперь представьте, что это безмозглое существо станет производить себе подобных! Мир ждет абсолютный крах! Поэтому нет уж, пусть размножаются обычным способом - и мужчине приятно, и миру ничего не грозит!

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

ТОРЖЕСТВО НАУКИ: донором спермы может стать каждая
Вячеслав ТАРАНТУЛ, доктор биологических наук, заместитель по науке директора Института молекулярной генетики Российской академии наук:

- С точки зрения генетики, создание из женских стволовых клеток сперматозоидов - ненаучная фантастика. Ведь для того чтобы получился сперматозоид, необходимы две хромосомы: женская Х и мужская Y.

Теоретически, можно создать некое подобие сперматозоида, в ядре которого будут женские половые хромосомы - ХХ, однако оплодотворить женскую яйцеклетку таким "сперматозоидом" можно будет только в пробирке и неизвестно, получится ли в итоге зародыш или же обе клетки погибнут.

В любом случае, поскольку в клетке не будет мужской хромосомы, в результате такого оплодотворения будут рождаться только девочки. Возможно, что такой способ размножения будет неким вариантом клонирования - ведь женщину станут оплодотворять спермой, несущей ее же генетический материал. Впрочем, по законам генетики, девочка может родиться похожей не на мать, а на деда. Ведь одна из женских хромосом донора может достаться не от матери, а от отца, а значит, нести уже его генетический материал.
Экспресс-газета http://www.eg.ru/