Ксения Собчак в это не поверит, но гламур в нашей стране существовал и до ее появления на свет. Вот только не всегда стильные, таинственные и недоступно-прекрасные женщины назывались этим странным словом.
В советское время про них говорили "знойная
женщина", "мечта поэта", а кто-то даже отваживался упомянуть отдающее диссидентством понятие "секс-символ"...
"КП" проследила, как менялся образ главного секс-символа страны за последние сто лет. И постаралась выяснить, с чем это было связано.
НАЧАЛО ВЕКА
ВЕРА ХОЛОДНАЯ
Ее эпоха: крушение старого мира
Типаж: хрупкая женщина-загадка
Рост: 162 см
Параметры: история не сохранила
Первой по порядку, а возможно, даже и по значению, гламурной красоткой России была, несомненно, королева немого кино Вера Холодная. Войдя в жизнь людей вместе с только-только появившимся кинематографом (тем самым, где механик на заднем ряду крутит ручку аппарата, а тапер лабает что-то жалостливое), для многих она стала событием даже более значительным, чем разворачивавшаяся параллельно первая мировая война. Сегодня уже не понять, то ли в ней была какая-то магия недоступности и утонченности, то ли через сто лет нам просто кажется таким изящным мир начала прошлого века. Но судя по тому, что в некоторых городах для разгона желающих попасть на ее фильмы приходилось вызывать конных драгун, эта женщина была настоящим символом своего времени.
Главный гламурный фильм:
Да практически любой. Например: "Позабудь про камин, в нем погасли огни", 1917 год.
30-е годы
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Ее эпоха: строительство нового мира
Типаж: голливудская красота на советский лад
Рост: 158 см
Параметры: знал только товарищ Сталин
Новое время требовало новых героинь, а появившееся звуковое кино - новых песен. Любовь Орлова пришла к зрителю, что называется, на стыке эпох: в 1933 году она снялась в немой картине "Любовь Алены", а через год уже в более чем звуковой - "Веселые ребята". Шедшие следом "Цирк", "Волга-Волга" и "Светлый путь" - самый что ни на есть сталинский гламур. А уж послевоенная "Весна" с ученой дивой Орловой, живущей умом в дебрях физики солнца, а телом - в квартире с домработницей и личным авто (и это в разоренной войной стране), тут и говорить нечего. Народу нужна была ткачиха с замашками голливудской дивы - народ ее получил. Недаром товарищ Сталин часами мог беседовать с товарищем Орловой по телефону.
Главный гламурный фильм:
Квинтэссенция сталинского гламура - "Весна", 1947 год.
40-е годы
ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
Ее эпоха: страна в труде и бою
Типаж: недостижимый идеал советской женщины
Рост: 166 см
Параметры: засекречены НКВД
Прославившись в 1939-м как "девушка с характером", Серова через два года готова была нанести публике новый сокрушительный удар. Но начавшаяся война, а в большей степени вердикт худсовета - "низкопробный и идеологически пустой фильм" - уложили "Сердца четырех" на полку до 1945 года. Любовь в исполнении высших сфер советского общества: технической интеллигенции, военной элиты и просто красиво живущих людей - вот недосягаемая вершина 40-х.
Главный гламурный фильм:
Эх, полюбить, так вот такую, как вот та, которая с книжкой, и на автомобиле, и чтобы потом на даче, ну ты, короче, понял - "Сердца четырех", 1941 год.
50-е годы
АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ
Ее эпоха: большая оттепель
Типаж: женщина-мечта
Рост: 172 см
Параметры: 88 - 58 - 90
Первый фильм с Анастасией Вертинской вышел на экраны в 1961 году. Но мечта о такой героине и поиск ее - вот чем все 50-е годы занимался, глядя трофейные ленты, советский зритель, переживший культ личности и решений ХХ съезда партии. "А ведь и правда, где-то на берегу наверняка ждет моих алых парусов красавица Ассоль, а рядом с ней где-то бродит по тому же берегу красотка Гуттиэре в поисках если не амфибии, то хотя бы нормального человека" - вот о чем думал тогда, выходя из кино, наш человек.
Главный гламурный фильм:
"Алые паруса". Нет, "Человек-амфибия"! Нет, все же "Гамлет" с Офелией! Или, пожалуй, "Война и мир". Да нет, ну, конечно, "Анна Каренина"! Будь проклята проблема выбора!!!
60-е годы
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
Ее эпоха: начало застоя
Типаж: сладкая женщина
Рост: 170 см
Параметры: 92 - 60 - 90
"Шанель N 5", "отель "АтлантИк" и "а зачем нам подружка, мой халатик почти такой же" - даже идеологический отдел ЦК не смог бы выдумать более изощренных признаков порочно-западного происхождения пресловутой Анны Сергеевны. А скромная немецкая девушка Габи, которой в кафе "Элефант" сам неприступный Штирлиц в восьмой серии "Мгновений" без обиняков сказал: "Как шахматный партнер вы меня не интересуете", - и сделал многозначительную паузу?! Ну а если уж Штирлиц сломался... Казалось, вот она наша, а почти как не наша, а может, даже и лучше. Такая и нужна, дайте две!
Главный гламурный фильм:
Да здравствует "Мини-бикини-69" - "Бриллиантовая рука", 1968 год.
70-е годы
БАРБАРА БРЫЛЬСКА
Ее эпоха: кромешный застой
Типаж: учительница с усталыми глазами
Рост: 168 см
Параметры: 85 - 68 - 91
Парадокс, но скромная учительница русского языка польского разлива оказалась милей гигантского количества красивейших и талантливейших кинодив отечественного производства. То ли все, что рождалось хоть чуть-чуть западнее Бреста, казалось тогда таким притягательным, то ли гламур и застой - понятия несовместимые... Ирония судьбы, но ни у кого не возникало вопросов, почему Женя, практически не глядя, махнул Галю на Надю, пусть даже говорящую и поющую с чужих голосов. Даже сквозь новогодний сумрак было видно - она Иная!
Главный гламурный фильм:
"Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975 год. А что, Брыльска еще где-то снималась?
80-е годы
ЛЮБОВЬ ПОЛИЩУК
Ее эпоха: крах СССР
Типаж: советская женщина-вамп
Рост: 172 см
Параметры: 88 - 63 - 89
У партнерши Андрея Миронова по танго в "12 стульях" в фильме нет даже имени, а персонаж запомнили все. Вот только с эпохой ей не повезло. В 80-х мир рухнул и раскололся под ногами нашего соотечественника, до гламура ли тут. Но Полищук честно несла этот крест: через дебри "бабников" и "ширли-мырли".
Главный гламурный фильм:
"12 стульев", 1978 год. Еще разок посмотрим, стильно ведь танцуют.
90-е годы
ОЛЬГА ДРОЗДОВА
Ее эпоха: накопление начального капитала
Типаж: self-made-wоmen
Рост: 170 см
Параметры: 87 - 62 - 90
В эпоху большого упадка отечественного кино с секс-символами в нашей стране было совсем неважно. Первые российские сериалы были какими угодно, но только не гламурными. В этом мрачном малобюджетном царстве "Остановка по требованию" с
бизнес-леди Ольги Дроздовой смотрелась светлым пятном во многом благодаря таланту актрисы. Если бы не Дроздова, не быть "Остановке" ни культовой, ни просто популярной.
Главный гламурный фильм:
"Остановка по требованию", 1999 год. Дроздова доказывает, что современная женщина может быть дельным человеком и думать не только о банковском счете.
2000-е
АНАСТАСИЯ ЗАВОРОТНЮК
Ее эпоха: та, что за окном
Типаж: понаехала тут из Мариуполя
Рост: 165 см
Параметры: 90 - 61 - 89
Кто, как ни человек, введший в обиход слово "гламурненько", должен был стать символом если не этого самого гламура, то бесконечного стремления к нему. Няня Вика пробрала своим гэканьем все население страны от Калининграда до Владивостока, доказав, что и экс-продавщицы бутиков в Бирюлеве любить умеют.
Главный гламурный фильм:
"Моя прекрасная няня", 2003 год. А больше и не надо.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Кумиров выбирают не по объему груди!
- Понятие "секс-символ" в СССР, да и в современной России, мало связано с сексуальностью актрис, - утверждает психолог Екатерина КРАМНИК. - Наши зрители выбирают кумиров не по объему груди, а по состоянию души. Обратите внимание: в 30 - 40-е годы, когда в обществе преобладали пессимистические настроения, когда народу приходилось терпеть лишения, кумиры прокладывали дорогу к сердцам поклонников через бронебойные комедии. Любовь Орлова - яркий пример. Зато когда ситуация улучшалась и стабилизировалась, на первый план выходили утонченные и романтичные: Вертинская, Брыльска.
С этой точки зрения в неожиданном ракурсе предстает современная эпоха. Если судить по одной из главных ее героинь - Насте Заворотнюк, то наша страна сегодня переживает тяжелые времена или у народа на душе тяжело. То ли это исключение из правил, то ли то самое правило, правоту которого мы поймем чуть позже.