Практикуемый американцами захват людей с целью вынудить противную сторону к желаемым действиям приравнивается правозащитниками к захвату заложников. Правозащитные организации, в частности "Международная амнистия", требуют в срочном порядке прояснить судьбу тысяч заключенных в Ираке, а также решить вопрос относительно ответственности за это многонациональных сил.
Однако США заявили о своем намерении удерживать под стражей без предъявления обвинения от 4 до 5 тыс. человек, не указав при этом правовых оснований для подобных действий. Только в этом году правозащитниками было вскрыто более 330 случаев издевательств над 460 заключенными с участием более 600 сотрудников американских спецслужб и военного персонала. При этом все случаи подтверждены документально.
Достаточно часто американские военнослужащие нарушают правила ведения войны в ходе проведения различного рода совместных с иракскими силовыми структурами операций. Так, до 70-90% иракских заключенных, как отмечалось в докладе Международного комитета Красного Креста еще в феврале 2004 г., были "задержаны по ошибке".
"Плохое обращение во время задержания было явлением повсеместным и выходило за рамки разумного, обоснованного и пропорционального применения силы, - указывалось в докладе. - Производившие арест обычно входили в дома после наступления темноты, вламывались в двери, грубо будили жителей, выкрикивали приказы, силой сгоняли членов семей в одну комнату и держали их под наблюдением военных, пока проводился дальнейший обыск дома, во время которого они продолжали ломать двери, шкафы и другую собственность...
Иногда они арестовывали всех
мужчин в доме, включая престарелых, физически неполноценных или больных. Способы обращения с людьми часто включали запугивание, оскорбление, взятие на прицел, удары кулаками, пинки и избиение прикладами".
Одним из самых ярких фактов немотивированного насилия со стороны военнослужащих ВС США к гражданскому населению Ирака, который характеризует их отношение к жителям страны, явился факт изнасилования и убийства американскими военнослужащими 15-летней девочки, жительницы города Эль-Махмудия. После надругательства над девочкой она и ее
семья (как и свидетели преступления) были убиты.
В американских Вооруженных Силах существует серьезная проблема и с соблюдением принципов соразмерности действий в ходе проведения операций. В качестве примера хочется привести одну из таких операций, проведенную в 2005 г. в Эль-Фаллудже. По данным независимых источников, там погибли 750 иракцев, 90% из которых были мирные жители.
Они сгорели заживо из-за того, что американцами применялись авиабомбы в фосфорном снаряжении (мол, для "освещения объекта"). Примечательно и то, что сейчас американские войска "палят по всему, что движется", даже по союзникам. За март этого года от "дружественного огня" погибли и получили ранения 8 иракских полицейских и 6 военнослужащих иракской армии.
Стратегический провал политики в Ираке начинает оказывать влияние и в рамках трансатлантического партнерства. Неудача в Ираке не может не иметь серьезных последствий для НАТО, поскольку 16 из 26 членов блока вовлечены в проводимую там военную кампанию.
С самого начала было ясно, что не все страны-участницы альянса поддерживают сотрудничество с американцами на Ближнем Востоке. Сейчас расхождения, проявившиеся еще на этапе дипломатических переговоров об операции в Ираке, обостряются.
Причем европейцы фактически обвиняют американцев в том, что они "потеряли Ирак". Внутри Соединенных Штатов иракская проблема является фактором, дискредитирующим администрацию Дж. Буша, и источником потенциального ущерба для политики республиканцев.
По оценке аналитического Пью-Центра, нынешний президент уже рассматривается как обуза, ухудшающая перспективы республиканской партии на предстоящих выборах. Тем более что выборы в Конгресс они уже проиграли.
Впрочем, Белый дом упорно реализует свои установки, поставленные еще задолго до 11 сентября 2001 г. Поэтому и вывод войск из Ирака не входит в нынешние планы Дж. Буша. Так, заявление президента США о приверженности целям строительства "свободного и демократического Ирака" нашло подтверждение в его обращении к нации от 19 марта с.г., посвященном четвертой годовщине начала кампании против С. Хусейна.
Примечательно, что в своем обращении президент "важнейшей задачей на данном этапе войны" видит "обеспечение безопасности в столице (Багдаде)". Интересно, а как быть с другими районами?
Там что, уже все проблемы решены? Или там нет населения? Дж. Буш также подчеркнул: для того чтобы в иракской столице был реализован план по обеспечению безопасности, "должны пройти месяцы, а не недели". И поэтому требуется усиление группировки войск в Ираке почти на 22 тыс. военнослужащих.
Итак, какие результаты сейчас имеют Соединенные Штаты после четырех лет оккупации Ирака?
Во-первых, самый низкий уровень морально-психологического состояния личного состава американских ВС. Эйфория "победоносного шествия по Вавилону" канула в лету.
Во-вторых, огромные денежные траты. Совокупная стоимость этой авантюры обойдется американскому налогоплательщику в 817 млрд. долл., еще 3 трлн. долл. составят экономические потери.
В-третьих, Дж. Буш принял поистине "гениальное" решение - направить в Ирак еще 21,5 тыс. военнослужащих.
Каковы же перспективы развития обстановки в Ираке? Примечательно в этом плане заключение главного идеолога "американского гегемонизма" З. Бжезинского: "Президент признал наше поражение, хотя тут же применил стандартный прием уклонения от ответственности - объявил его своей личной ошибкой.
Президент, говоря об угрозах, с которыми США приходится сталкиваться в Ираке, попал в ловушку демагогического упрощенчества, назвав пребывание войск в этой стране борьбой за защиту "молодой демократии" против экстремистов и американского общества от террористов.
Истинность и того и другого утверждения более чем сомнительна". Такого "линчевания" не знал еще ни один президент США. А ведь, помимо этого, З. Бжезинский, сказал, что "направление в Ирак дополнительного контингента из 21,5 тыс. человек не более чем политическая уловка, тактическая ценность которой весьма и весьма ограниченна, а стратегическая отсутствует вовсе".
Так же примечательны "размышления" генерал-лейтенанта Д. Петраеса, который 23 января с.г. в ходе утверждения его кандидатуры на должность командующего группировкой ВС США и многонациональными силами (МНС) в Ираке в сенатском комитете по делам Вооруженных Сил изложил свои оценки текущей обстановки в Ираке.
Генерал, считающийся в Пентагоне одним из ведущих специалистов по иракской проблеме, достаточно объективно и откровенно охарактеризовал ситуацию в этой стране как "ужасную", заявив, что Соединенные Штаты имеют дело с "решительным, жестким и быстро адаптирующимся к изменениям обстановки противником, успешно и эффективно использующим ошибки и просчеты как американской стороны, так и иракского правительства".
Д. Петраес также признал, что ключевым фактором, от которого полностью зависит весь ход реализации новой стратегии Белого дома в Ираке, является практическая поддержка американского плана со стороны правительства Н. Аль-Малики. По мнению генерала, без решительных действии иракских властей по прекращению религиозно-этнического конфликта и без начала процесса национального примирения цели политики Соединенных Штатов в Ираке не будут достигнуты.
"КРЕДИТ 11 СЕНТЯБРЯ" РАСТРАЧЕН
Оккупация Ирака по своей сути стала ярким доказательством стремления американской администрации к глобальному расширению зоны своего влияния. При этом Вашингтон особо не затрудняется в выборе средств достижения своих целей.
Таким образом, вместо международного правопорядка в мире формируется вседозволенный по содержанию и непредсказуемый по своим последствиям силовой диктат Соединенных Штатов. Военная авантюра США и их союзников в Ираке привела к появлению новых факторов, деструктивное влияние которых может выйти далеко за рамки Ближневосточного региона. Следует выделить два момента.
Первый: в результате свержения светского авторитарного режима, не имевшего связи с "Аль-Каидой", Ирак превращается в "базу" террористов. Следовательно, надо ожидать, что со временем начнется их отток в другие страны. К чему это приведет, и так ясно. Второй вывод: война в Ираке усилила позиции в этой стране шиитского большинства.
Во многих арабских странах это воспринято как нарушение в пользу Ирана сложившегося баланса сил в зоне Персидского залива и вызывает опасения по поводу возможности дальнейшей "шиитской экспансии" в регионе. Многие эксперты сравнивают иракскую войну с войной США во Вьетнаме.
По большому счету они действительно по многим показателям и критериям являются схожими, в том числе по главному - снижению популярности администрации Белого дома и поддержки ее американским обществом в ходе ведения этих войн.
Тревожным выводом из анализа текущей ситуации для администрации США является и то, что по мере затягивания войны в Ираке она все больше растрачивает "кредит 11 сентября". Именно он фактически развязал Америке руки для нового глобального передела мира.
По оценкам ведущих мировых политологов, этот "кредит" должен был, как минимум, в течение 10 лет обеспечивать США право "необсуждаемого решения" основных мировых проблем. Но сегодня, застряв в Ираке, Америка в глазах мира стремительно теряет право считаться жертвой агрессии и все более явно сама приобретает облик агрессора.
Из-за воздействия совокупности этих факторов наблюдается значительное снижение доверия к администрации Дж. Буша не только населения, но и элиты и военнослужащих ВС США.
Более того, имидж США в мировом сообществе как защитника и борца за демократические свободы и другие ценности практически исчерпал себя после развязывания войны против Ирака, пренебрежительного отношения к нормам международного права, скандалов с тайными тюрьмами ЦРУ, издевательств над заключенными.
Анализ военного конфликта показывает, что стратегия США по силовому установлению и защите "молодой демократии" в Ираке фактически провалилась. Сложившаяся ситуация не удовлетворяет ни американское общество, ни население и руководство Ирака, ни мировое сообщество и ООН.
Следует подчеркнуть, что подход к урегулированию военного конфликта в Ираке, по мнению Москвы, должен носить комплексный характер. Его формирование не должны осуществлять только Соединенные Штаты, которые преследуют в этой войне достаточно всем известные свои национальные "нефтяные" интересы в этом регионе.
В разработке такого подхода целесообразно участие ведущих стран мира, международных и региональных институтов и неправительственных организаций.
Программа по урегулированию конфликта должна включать проведение разноплановых мероприятий политического, экономического, военного и правового характера. При этом важно отметить для будущего, что действия по урегулированию конфликта не должны легализовать агрессию США против Ирака.
Среди основных мероприятий, направленных на урегулирование обстановки, можно выделить следующие. Под эгидой ООН необходимо создать спецкомиссию по формированию нового государственного устройства Ирака и политической системы общества, восстановлению экономики и инфраструктуры, а также для решения других актуальных проблем.
Совбезу ООН целесообразно принять соответствующую резолюцию, чтобы процесс по решению этих вопросов был поставлен под контроль мирового сообщества. При этом в этой же резолюции необходимо зафиксировать, что Ирак является суверенным государством в рамках существующих границ и его оккупация является лишь временной акцией.
Чтобы консолидировать иракское общество спецкомиссии целесообразно провести анализ и предложить комплекс мероприятий по разрешению противоречий между шиитами, суннитами и курдами. Для разрешения проблем урегулирования конфликта необходимо привлечь Лигу арабских государств, а также приграничные к Ираку страны - Сирию, Иран, Турцию, возможно и другие - в зависимости от характера проблемных вопросов.
Для формирования спектра подходов и конкретных мероприятий, возможных методов их организации и проведения представляется целесообразным провести международную конференцию под эгидой ООН или другой организации.
Чтобы обеспечить восстановление своего экономического и военного потенциала, иракское правительство (а не администрация США) должно объявить международный конкурс на разработку нефтяных месторождений и других проектов развития страны.
Несомненно, в нем должны участвовать и те страны, которые не поддерживали и не участвовали в войне. Кроме того, решить вопрос со странами ОПЕК по увеличению квоты по продаже своей нефти.
И, наконец, то, что происходит в Ираке, должно получить объективную правовую оценку международного сообщества, должны быть выявлены и осуждены истинные виновники случившегося. Без этого невозможно восстановить авторитет главной международной организации - ООН, а без авторитета, как известно, любые попытки восстановить мир могут остаться только благими пожеланиями.