США улучшит отношения с ИндиейСША улучшит отношения с Индией
Новейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытанияНовейший фрегат "Адмирал Макаров" завершает испытания
91% территории Алеппо очищен от террористов91% территории Алеппо очищен от террористов
США улучшит отношения с ИндиейСША улучшит отношения с Индией

Ученые обнаружили в Тунгуске астероидный кратер

Новости науки и техники: Ученые обнаружили в Тунгуске астероидный кратер
Итальянские ученые вплотную подобрались к разгадке тайны Тунгуски. Они утверждают, что нашли оставшийся в месте падения кратер, который расположен в 8 км от эпицентра взрыва.

Воронка сегодня представляет собой озеро Чеко, и она была сделана отколовшейся частью астероида, который в 1908 году вызвал мощный взрыв, пишут ученые в специализированном журнале Terra Nova.

Вероятно, речь идет все-таки об обломке астероида, а не о комете, отмечает Der Spiegel. "Мы считаем, что кусок астероида с относительно низкой скоростью врезался в болотистую местность, в результате чего и образовался этот кратер", - отмечает руководитель исследований Лука Гасперини из Istituto Szienze Marine в Болонье.

Однако с окончательной уверенностью этого утверждать нельзя, признают ученые. Поскольку, как и прежде, не хватает важнейшей улики: остатков самого астероида. В результате акустических исследований в 10 метрах ниже дна озера было обнаружено место, которое отражало четкое эхо. В этом месте плотность грунта заметно отличается от плотности окружающей среды.

Гасперини и его коллеги предполагают, что речь идет либо об отложениях, которые при ударе о землю сильно уплотнились, либо о внушительном куске упавшего объекта. "К сожалению, у нас нет возможности пробурить шурф достаточно глубоко, чтобы взять пробы", - говорит Гасперини. В настоящее время его команда ищет спонсоров, чтобы в будущем году начать новую экспедицию и возобновить поиски остатков астероида.

Эксперты скептически отнеслись к предположению итальянских ученых

Из-за отсутствия осколков астероида многие эксперты скептически реагируют на теорию итальянских ученых. "Я считаю, что они не представили ключевых доказательств того, что здесь речь идет о следах падения твердого тела", - заявил Гарет Коллинз из лондонского Королевского колледжа. - Метеоритики (специалисты по метеоритам) не считают кратером такие структуры, где нет признаков воздействия высокой температуры или высокого давления. Для этого нужны камни, расплавленные или отброшенные при ударе".

Немецкий ученый-метеоритик Корд Эрнстсон назвал доводы Коллинза "типичными для исследователей метеоритов": "Они всегда ссылаются на модельные расчеты, а также прежние модели и заключения, и в соответствии с ними эта структура кратером не является, - заявил немецкий ученый. - Мысль о том, что следствием пока неизвестного процесса могут стать новые модели и умозаключения, им в голову не приходит". В конце концов, практические исследования важнее теоретических расчетов.

По сути, Гасперини и его коллеги объясняют отсутствие вала, обычного для метеоритного кратера, особыми геологическими условиями в регионе Тунгуски. Здесь множество болот, под которыми до глубины примерно 25 м - вечная мерзлота. Сила удара и воздействие крайне высоких температур, вероятно, способствовали испарению большого объема воды и таянию вечной мерзлоты на большой площади, что сопровождалось высвобождением метана, находившегося в грунте, считает Гасперини. Благодаря выбросу газа и провалу мягкого грунта борт кратера, образованный из извергнутого вещества, ушел под воду.

Удар о землю как самое убедительное объяснение

В своей статье в научном журнале итальянцы также рассматривают другие возможные механизмы, которые могли бы привести к появлению озера Чеко. Воронкообразная форма озера, а также соотношение между его глубиной и диаметром соответствует картине падения метеорита в мягкий грунт.

Несколько эллиптическая форма озера хорошо согласуется с относительно невысокой скоростью удара и пологим углом падения небесного тела, считает Гасперини. Группа под его руководством подсчитала, что астероид имел диаметр около 10 м, весил примерно 1500 тонн и вошел в землю на скорости от 3,6 до 36 тысяч км в час под углом около 45 градусов.

Британский эксперт Коллинз возражает, говоря, что сила удара только согнула деревья в окрестностях озера - и что сегодня озеро окружено деревьями, которым явно больше ста лет. Однако на это у итальянцев тоже есть объяснение: мягкий грунт поглотил большую часть энергии удара, из-за чего сила ударной волны, возникшей в результате падения метеорита, оказалась сравнительно небольшой.

Эксперт по метеоритам Эрнстсон называет аргументацию итальянцев "убедительной". "С учетом того, какие средства имеются на сегодняшний день, ничего большего сделать нельзя". Однако сомнения сохранятся до тех пор, пока не будут обнаружены остатки астероида. "Естественно, было бы замечательно найти под дном озера остатки упавшего небесного тела, - говорит Эрнстсон. - Тогда, вероятно, можно было бы сделать вывод о характере Тунгусского метеорита".

Произошедший взрыв эквивалентен 700-1000 бомбам, сброшенным на Хиросиму

30 июня 1908 года с юго-восточного направления на Сибирь обрушился гигантский огненный шар. Затем вспышка осветила небо ярким светом. От невероятного по силе взрыва вылетели стекла и двери в расположенном в 65 км поселке Ванавара. В тайге под действием горячей ударной волны было повалено около 60 млн деревьев на общей площади в 2 тысячи квадратных км. Свидетели, наблюдавшие за происходящим в сотнях километров от эпицентра, сообщали об огненном свечении и мерцающих серебром облаках. Датчики по всему миру зафиксировали ударную и сейсмическую волны.

Сегодня ученые исходят из того, что 30 июня 1908 года на высоте от 5 до 10 км произошел взрыв, по мощности эквивалентный 10-15 мегатонн ТНТ, что соответствует 700-1000 бомбам, сброшенным на Хиросиму. Точная причина взрыва неизвестна по сей день, поскольку до сих пор не было найдено ни кратера от взрыва, ни следов того, что могло бы его вызвать. Большинство исследователей считают, что это была комета или каменный астероид, который разрушился при входе в атмосферу. Существуют также теории о выбросе подземных газов, маленьких черных дырах и античастицах. Имеют место даже такие версии, что катастрофу будто бы вызвала внеземная цивилизация (в 2004 году якобы были найдены обломки космического корабля). Однако сейчас итальянские ученые считают, что могут отвергнуть хотя бы экзотические и необычные теории.

Найдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн лет Найдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн лет