Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Человека от животных отличает способность испытывать зависть

Новости науки и техники: Человека от животных отличает способность испытывать зависть
Еще сравнительно недавно казалось, что выявить разницу между человеком и всеми остальными животными не представляет особого труда. Однако в последние годы ситуация стала гораздо более запутанной.

Выяснилось, что животные (в частности, человекообразные обезьяны) не только умеют пользоваться орудиями труда, но и передают эти навыки по наследству (создавая таким образом различающиеся между собой "культуры"). Они могут применять вполне развитые коммуникативные средства ("язык"), и к тому же способны испытывать самые сложные эмоции, которые ранее считались присущими исключительно человеческим особям.

И вот теперь ученым-этологам, похоже, все-таки удалось отыскать одну вещь, которая отличает нас от самых ближайших "родственников" - шимпанзе. Увы, узнав что же это такое, многие, вероятно, испытают разочарование (кроме совсем уж законченных мизантропов): оказывается, человека от животных отличает... способность испытывать зависть.

Кит Дженсен (Keith Jensen) и его коллеги из германского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie - MPI EVA, Лейпциг) провели ряд экспериментов, в ходе которых они помещали нагруженные едой подносы перед содержащимся в клетках шимпанзе (результаты описаны в американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences - PNAS). К подносу привязывали веревку, потянув за которую животные могли вызвать порчу угощения. Разумеется, пока пища была в пределах досягаемости или оставался еще шанс ее получить, шимпанзе за веревку не дергали. Однако когда исследователи перемещали еду на дальнюю (недосягаемую) сторону подноса, расстроенный шимпанзе вполне мог вызвать разрушения - это происходило в 30% случаев.

В ходе второго эксперимента исследователи разместили клетку с вторым шимпанзе с противоположной стороны подноса. Таким образом перемещение пищи вдоль подноса теперь приносило пользу второму шимпанзе за счет первого. Если бы первый шимпанзе оказался завистливым, он мог бы просто потянуть за веревку и таким образом напакостить своему более удачливому конкуренту - лишить его пищи. Однако шимпанзе демонстрировали свое недовольство на том же самом уровне, что и прежде, дергая за веревку в 30% случаев. Впрочем, если второй шимпанзе пытался пододвинуть пищу к себе поближе, пользуясь своей собственной веревкой, то первый шимпанзе часто приходил в ярость и все-таки портил угощение. Это происходило уже в 50% случаев.

Дженсен трактует результаты своих экспериментов так, будто бы шимпанзе, в отличие от людей, совсем лишены злобы и зависти... "Вообразите себя ребенком на вечеринке по случаю своего дня рождения. Мать хочет угостить вас пирогом, но затем почему-то убирает его и отдает другому мальчику. Это не его вина, но вы наверняка будете по этому поводу изрядно раздражены и что-нибудь такое вытворите. Однако шимпанзе вовсе не заботит то, кто в результате получил "его" долю, и только лишь в том случае, когда этот "кто-то" еду самым наглым образом отобрал, он среагируют", - поясняет ученый. Другими словами, шимпанзе, по мнению Дженсена, не в состоянии смотреть на вещи с чьей-либо точки зрения.

И если отсутствие этой способности к сочувствию лишает шимпанзе возможности испытывать зависть, то они могут также оказаться неспособными и к полноценному альтруизму. По крайней мере так считает специалист по поведению животных Руфус Джонстоун (Rufus Johnstone) из британского Кембриджского университета (University of Cambridge). "Были поставлены эксперименты, в ходе которых шимпанзе имели возможность "бесплатно" делать друг другу добро, но они этой возможностью не заинтересовались. У них нет человеческой склонности "быть хорошими" просто так", - говорит он.

Разумеется, далеко не все ученые согласны с выводами, которые делают из своих экспериментов германские этологи. Более того, совсем недавно были опубликованы научные работы, в которых доказывалось, что обезьяны обладают ярко выраженным чувством справедливости и не согласны за одну и ту же "работу" получать меньше своих сородичей-партнеров. Ну а альтруизм, согласно другим свежайшим исследованиям, присущ не только высшим приматам, но "более примитивным" крысам. Поэтому о какой-либо истине в последней инстанции, установленной в ходе всех этих экспериментов, говорить никак не приходится. А вот то, что в человеческом обществе именно зависть руководит поступками как отдельных особей, так и целых сообществ, доказывать никому не надо.
ГРАНИ.ру http://www.grani.ru