Пентагон призвал КНДР избегать дальнейшей дестабилизации ситуацииПентагон призвал КНДР избегать дальнейшей дестабилизации ситуации
В первом туре во Франции победил Эммануэль МакронВ первом туре во Франции победил Эммануэль Макрон
Евразийский экономический союз берет курс на расширениеЕвразийский экономический союз берет курс на расширение
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли

Человека от животных отличает способность испытывать зависть

Новости науки и техники: Человека от животных отличает способность испытывать зависть
Еще сравнительно недавно казалось, что выявить разницу между человеком и всеми остальными животными не представляет особого труда. Однако в последние годы ситуация стала гораздо более запутанной.

Выяснилось, что животные (в частности, человекообразные обезьяны) не только умеют пользоваться орудиями труда, но и передают эти навыки по наследству (создавая таким образом различающиеся между собой "культуры"). Они могут применять вполне развитые коммуникативные средства ("язык"), и к тому же способны испытывать самые сложные эмоции, которые ранее считались присущими исключительно человеческим особям.

И вот теперь ученым-этологам, похоже, все-таки удалось отыскать одну вещь, которая отличает нас от самых ближайших "родственников" - шимпанзе. Увы, узнав что же это такое, многие, вероятно, испытают разочарование (кроме совсем уж законченных мизантропов): оказывается, человека от животных отличает... способность испытывать зависть.

Кит Дженсен (Keith Jensen) и его коллеги из германского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie - MPI EVA, Лейпциг) провели ряд экспериментов, в ходе которых они помещали нагруженные едой подносы перед содержащимся в клетках шимпанзе (результаты описаны в американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences - PNAS). К подносу привязывали веревку, потянув за которую животные могли вызвать порчу угощения. Разумеется, пока пища была в пределах досягаемости или оставался еще шанс ее получить, шимпанзе за веревку не дергали. Однако когда исследователи перемещали еду на дальнюю (недосягаемую) сторону подноса, расстроенный шимпанзе вполне мог вызвать разрушения - это происходило в 30% случаев.

В ходе второго эксперимента исследователи разместили клетку с вторым шимпанзе с противоположной стороны подноса. Таким образом перемещение пищи вдоль подноса теперь приносило пользу второму шимпанзе за счет первого. Если бы первый шимпанзе оказался завистливым, он мог бы просто потянуть за веревку и таким образом напакостить своему более удачливому конкуренту - лишить его пищи. Однако шимпанзе демонстрировали свое недовольство на том же самом уровне, что и прежде, дергая за веревку в 30% случаев. Впрочем, если второй шимпанзе пытался пододвинуть пищу к себе поближе, пользуясь своей собственной веревкой, то первый шимпанзе часто приходил в ярость и все-таки портил угощение. Это происходило уже в 50% случаев.

Дженсен трактует результаты своих экспериментов так, будто бы шимпанзе, в отличие от людей, совсем лишены злобы и зависти... "Вообразите себя ребенком на вечеринке по случаю своего дня рождения. Мать хочет угостить вас пирогом, но затем почему-то убирает его и отдает другому мальчику. Это не его вина, но вы наверняка будете по этому поводу изрядно раздражены и что-нибудь такое вытворите. Однако шимпанзе вовсе не заботит то, кто в результате получил "его" долю, и только лишь в том случае, когда этот "кто-то" еду самым наглым образом отобрал, он среагируют", - поясняет ученый. Другими словами, шимпанзе, по мнению Дженсена, не в состоянии смотреть на вещи с чьей-либо точки зрения.

И если отсутствие этой способности к сочувствию лишает шимпанзе возможности испытывать зависть, то они могут также оказаться неспособными и к полноценному альтруизму. По крайней мере так считает специалист по поведению животных Руфус Джонстоун (Rufus Johnstone) из британского Кембриджского университета (University of Cambridge). "Были поставлены эксперименты, в ходе которых шимпанзе имели возможность "бесплатно" делать друг другу добро, но они этой возможностью не заинтересовались. У них нет человеческой склонности "быть хорошими" просто так", - говорит он.

Разумеется, далеко не все ученые согласны с выводами, которые делают из своих экспериментов германские этологи. Более того, совсем недавно были опубликованы научные работы, в которых доказывалось, что обезьяны обладают ярко выраженным чувством справедливости и не согласны за одну и ту же "работу" получать меньше своих сородичей-партнеров. Ну а альтруизм, согласно другим свежайшим исследованиям, присущ не только высшим приматам, но "более примитивным" крысам. Поэтому о какой-либо истине в последней инстанции, установленной в ходе всех этих экспериментов, говорить никак не приходится. А вот то, что в человеческом обществе именно зависть руководит поступками как отдельных особей, так и целых сообществ, доказывать никому не надо.
ГРАНИ.ру http://www.grani.ru