Роуминг по России скоро будет оменёнРоуминг по России скоро будет оменён
Обнаружена наиболее привлекательная и сексуальная форма лицаОбнаружена наиболее привлекательная и сексуальная форма лица
Неизвестные продолжают испытывать выдержку россиянНеизвестные продолжают испытывать выдержку россиян
Максим Галкин с достоинством ответил на нападки Comedy ClubМаксим Галкин с достоинством ответил на нападки Comedy Club
Роуминг по России скоро будет оменёнРоуминг по России скоро будет оменён

Вода во Вселенной присутствует в больших количествах

Новости науки и техники: Вода во Вселенной присутствует в больших количествах
Группа английских и французских ученых при помощи инфракрасного телескопа "Спитцер" рассмотрела планету вне Солнечной системы, относящуюся к классу "горячих юпитеров", на которой находятся крупные запасы воды.

По утверждениям астрофизиков, этот факт свидетельствует о том, что воды во Вселенной намного больше, чем считалось до сих пор. Она присутствует практически везде, в том числе и в межзвездных облаках. И очень высока вероятность того, что у ближайших к Солнцу звезд есть скалистые планеты земного типа, на которых плещутся океаны.

Открытие воды на планете, удаленной от нас на расстояние 64 световых лет, было сделано не случайно. Ученые из Парижского астрофизического института и Лондонского университетского колледжа охотились за водой в других звездных системах долгие месяцы. Для исследований было выбрано несколько претендентов. Одним из них стала звездная система в созвездии Лисичка. При анализе снимков, полученных с инфракрасного космического телескопа NASA "Спитцер", ученые натолкнулись на линию воды в спектре излучения звезды.

А так как температура в звездах достаточно велика, чтобы вода могла находиться в ней даже в газообразном состоянии, то был сделан вывод о том, что вода, отметившаяся в спектре, принадлежит планете HD 189733b. "Открытие было сделано в тот самый момент, когда планета проходила по диску своей звезды, - рассказывает руководитель группы исследователей Джованна Тинетти. - Яркие лучи подсветили ее, и вода, находящаяся на планете в газообразном состоянии, дала о себе знать. Спектр света приобрел соответствующий рисунок. И мы его зафиксировали".

HD 189733b относится к классу так называемых "горячих юпитеров", то есть к планетам, очень похожим на этот газовый гигант. Планета в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, и период ее обращения составляет примерно двое земных суток. Из-за близости к светилу температура на поверхности планеты достигает 1000С. Между тем этого достаточно, чтобы на ней существовала вода в газообразном состоянии. Более того, по заявлениям ученых, вода на ночной стороне планеты, где температура уже 450, может формировать раскаленные облака, которые с ветрами дрейфуют по "горячему юпитеру".

"Наше открытие свидетельствует о том, что вода может быть более распространена в космосе, чем было принято думать до этого, - продолжает Джованна Тинетти. -Конечно, условия на планете не позволяют говорит о зарождении там жизни. Но наш метод может использоваться в будущем, чтобы изучить внеземные миры, похожие на Землю. Главные поиски воды развернутся не на газовых гигантах, а на скалистых планетах земной группы. Именно там могут сложиться условия, пригодных для зарождения жизни".

"Конечно, многие полагают, что мы не единственные живые существа во Вселенной, - рассказывает РБК daily заведующий лабораторией физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук Александр Тутуков. - Если жизнь могла появиться на Земле, почему бы ей не зародиться и на других планетах, сходных с Землей? Вот почему поиски миров, чем-то похожих на Землю, так занимают ученых. Обнаружение экзопланет, то есть планет, находящихся за пределами Солнечной системы, идет по двум алгоритмам.

Первый - это нахождение звезд по небольшим отклонениям, происходящим вследствие гравитационных воздействий крупных планет. Но существует и другой, так называемый затменный способ. Время от времени с Земли можно зафиксировать прохождение крупной планеты по диску звезды. Получается небольшое затмение, и звезда теряет часть светимости. Падение блеска составляет всего 0,01% обычно излучаемого света, но современное оборудование позволяет его зафиксировать. Таким образом находятся очень большие планеты, похожие на Юпитер. Этот способ позволяет измерять и их спектр, а по нему в свою очередь и состав самой планеты".

Однако отследить затмение малой планеты земной группы, и тем более измерить ее спектр, достаточно сложно. Именно поэтому скалистые планеты земного типа, находящиеся от своих солнц на расстоянии, необходимом, чтобы там была вода в жидком состоянии, показываются землянам нечасто. Поиски могут затянуться. "Впрочем, присутствие воды на других планетах можно предсказать теоретически, - отмечает Александр Тутуков. - Ее поиски в общем-то и не нужны. И без того ясно, что вода есть на многих планетах. С химической точки зрения самые распространенные элементы во Вселенной это водород, гелий и кислород. Они легко вступают во взаимодействие, и на тех планетах, где прохладнее, чем на поверхности звезд, легко образуется вода".

"Присутствие воды отмечается не только на поверхности планет, но и в открытом космосе, - рассказывает РБК daily сотрудник Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук Александр Багров. - Она наблюдается в межзвездных облаках". В холодных областях космоса, где температура близка к абсолютному нулю, концентрация водяного пара в облаках межзвездного газа незначительна. Но вот рядом с молодыми звездами водяные пары присутствуют в изобилии. Температуры там высокие, и облака разреженного газа превращаются в гигантские химические фабрики по производству воды.

На нашей планете присутствие воды необходимо для зарождения жизни, - продолжает Александр Тутуков. - Без нее жизнь погибает. Следовательно, то же самое должно быть и на других планетах. Конечно, теоретически могут существовать формы жизни, обходящиеся без воды, но пока они не обнаружены, да и вряд ли будут найдены в ближайшее время. И ученые в поисках внеземной жизни ориентируются именно на миры земного типа. И если вода присутствует везде во Вселенной, то есть очень большой шанс, что жизнь, похожая на земную, существует где-нибудь еще во Вселенной".

Роуминг по России скоро будет оменён Роуминг по России скоро будет оменён