Пентагон призвал КНДР избегать дальнейшей дестабилизации ситуацииПентагон призвал КНДР избегать дальнейшей дестабилизации ситуации
В первом туре во Франции победил Эммануэль МакронВ первом туре во Франции победил Эммануэль Макрон
Евразийский экономический союз берет курс на расширениеЕвразийский экономический союз берет курс на расширение
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли

Находки, сделанные в Кении, ломают представления об эволюции

Новости общества: Находки, сделанные в Кении, ломают представления об эволюции
Команда палеонтологов во главе с известной ученой Мэв Ликей обнаружила в Кении останки дальних предков современного человека, которые ломают представления о линейной эволюции от первых гоминид до homo sapiens.

Согласно распространенной эволюционной теории, наиболее древний предок современного человека - homo habilis (человек умелый) - был непосредственным предшественником следующей ступени эволюции - homo erectus (человек прямоходящий). Затем, вследствие следующего, пока не проясненного окончательно этапа эволюции, появился современный человек - homo sapiens.

Однако, как говорится в статье, опубликованной Мэв Ликей и ее коллегами в журнале Nature, homo habilis и homo erectus сосуществовали около 1,5 млн лет назад на территории современной Кении в течение по меньшей мере 0,5 млн лет, и, следовательно, homo erectus не произошел от homo habilis.

Об этом свидетельствуют две находки, сделанные в 2000 году на незначительном расстоянии друг от друга - череп homo erectus и верхняя челюсть homo habilis, которые палеонтологи датируют одним и тем же периодом.

По словам профессора эволюционной анатомии Лондонского Университетского колледжа Фрэда Споора, принимавшего участие в исследованиях, эти два вида жили недалеко друг от друга, но не вступали в контакт, существуя в своих "экологических нишах".

По словам профессора, homo habilis был преимущественно вегетарианцем, а homo erectus употреблял в пищу мясо. Гоминиды обоих видов избегали контактов, как семейства современных обезьян, которым неуютно в обществе друг друга.

По мнению Споора, у homo habilis и homo erectus был общий предок, существовавший, вероятно, 2 или 3 млн лет назад. В целом, по словам ученого, общая картина эволюции выглядит, скорее, как "дерево, нежели тот впечатляющий путь от первых предков, которые неожиданно превращаются в нас, пройдя через несколько переходных этапов, как это показывают в мультфильмах".

Директор по научным вопросам Института происхождения человека в Государственном университете Аризоны Билл Кимбел, не участвовавший в этих исследованиях, напомнил, что, согласно распространенному ранее убеждению, homo sapiens произошел от неандертальца.

Однако, по словам ученого, сейчас известно, что оба эти вида существовали одновременно. А новые исследования позволяют сделать подобный вывод по отношению к более далеким временам.

Команда Ликей изучала останки в течение семи лет, но пока не решилась обнародовать свое открытие. Череп homo erectus, обнаруженный палеонтологами, был намного меньше других черепов представителей этого вида, и ученым сперва предстояло доказать, что это именно homo erectus, а не другой вид и не генетическая деформация.

Изучив строение челюсти черепа homo erectus, палеонтологи выяснили, что он принадлежал 18-19-летней особи женского пола, и не обнаружили признаков неправильного развития или генетической мутации.

В свою очередь, некоторые особенности строения челюсти, приписываемой homo habilis, прямо указывали на принадлежность челюсти именно этому виду. Чтобы окончательно удостовериться в том, что найденный череп действительно принадлежал homo erectus, ученые вновь изучили 30 других черепов homo erectus, которые были в их распоряжении, а также десятки других костей. Оказалось, что женские особи этого вида были намного меньше мужчин, что отличает их от современного человека, но сближает с животными, сообщила коллега Ликей Сьюзен Энтон - антрополог из Нью-йоркского Университета.

По мнению исследователей, такая разница в размерах особей мужского и женского пола связана с полигамией. Так, для приматов, у которых самцы и самки имеют одинаковые размеры (например, для гиббонов) более характерны моногамные связи. А самцы полигамных приматов (в частности, гориллы и бабуины) намного больше своих самок.

Челюсть homo habilis исследователи датировали 1 млн 440 тыс. лет назад .

По их данным, это кость самого молодого самца этого вида, который, как считалось ранее, вымер между 1,7 млн и 2 млн лет назад.

Это позволило ученым утверждать, что homo erectus и homo habilis жили в одно и то же время, пишет "Взгляд".
Взгляд http://www.vz.ru