Получился мужчина славянской внешности с вытянутым лицом, темными глазами, длинным носом и тонкими губами. Его волосы люди запомнили плохо - возможно, парень скрывал их под кепкой, а то и вовсе был лысым.
По одной из версий, в поезде, подорванном под Малой Вишерой (см. "КП" за 15 августа 2007 г.), у диверсантов ехал сообщник-смертник, который незадолго до взрыва рванул стоп-кран. Зачем? А чтобы уменьшить скорость состава, и тогда он бы свалился в реку с 30-метрового обрыва. Якобы о торможении свидетельствует железнодорожный путь, разрушенный еще до того места, где была бомба.
- Никто в поезде стоп-кран не дергал, - опроверг эту версию машинист электровоза Алексей Федотов. - Сам я тоже до взрыва не тормозил. Наоборот, я разгонялся - какое торможение? Я нагонял график, чтобы прийти в Петербург по расписанию. Должен был довести скорость до 200 км/час, а было только 185 км/час. Впереди все семафоры были зеленые, тормозить незачем. Это и помогло: мы проскочили место взрыва и мост за
счет инерции. Полотно я потом видел, все разрушения случились только после того места, где рванула бомба, а до него все было нормально.
То, что причиной аварии стала именно бомба, Федотов понял сразу:
- Грохот был такой, даже уши заложило! Пыль, стекла летят... А действовал по инструкции: начал торможение, выключил тягу, опустил токоприемники и ждал, когда состав остановится - тут ничего другого не оставалось. Потом сразу послал помощника выставить заграждения для встречных поездов и позвонил руководству, доложил о ЧП. Ну и жене позвонил, сказал, что к вечеру вряд ли вернусь. Надо отдать должное бригадиру поезда Юрию Болдыреву и всем проводникам: они выводили пассажиров. Люди тоже, на удивление, вели себя очень спокойно, никакой паники. Очень быстро приехали "Скорая помощь" и пожарные.
По мнению машиниста, его электровоз, скорее всего, починят, однако в пресс-службе РЖД не стали торопить события:
- Сначала с ним поработают следователи, а потом встанет вопрос о восстановлении. Да, вероятно, его отремонтируют, но неизвестно, сможет ли он работать на скоростных маршрутах. Если нет, его поставят на обычные поезда.
А вот Федотов на маршрут Петербург - Москва вернется. Правда, пока ему велели
отдыхать после пережитого. Во время вынужденного отпуска Алексей успел встретиться с главным железнодорожником России Владимиром Якуниным - тот высоко оценил действия машиниста и даже пообещал представить его к ордену.
- Представят к награде - получу, - улыбнулся Федотов. - А сейчас, извините, мне пора - надо к психологу.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Бомбу заложили за несколько минут до взрыва
Волнение террористов спасло жизнь пассажиров "Невского экспресса"
Еще сутки назад место крушения выглядело так. Сегодня поезда пошли по этому участку нормально.
К расследованию теракта под Малой Вишерой привлекли лучших криминалистов-взрывников страны - они пытаются восстановить хронику событий.
По одной из версий, взрывчатку, эквивалентную 2 кг тротила, заложили способные самоучки. У них хватило ума собрать мощное взрывное устройство и заложить его, а вот вовремя нажать на кнопку они, к счастью, не смогли.
- В таком деле важна не мощность заряда, а его местоположение, это террористы прекрасно понимали, - утверждает генеральный директор "Ленвзрывпром" Владимир ГОРЕЛИКОВ. - Вспомните, как действовали партизаны во время военных действий. Они закладывали мину на опасном участке пути, перебивали рельс, и состав шел под откос.
К счастью, экспресс, который шел в этом месте с немалой скоростью, сумел перескочить опасный участок.
Криминалисты считают, что террористы, которых, скорее всего, было несколько, заложили бомбу за несколько минут до приезда состава.
- Видимо, они сильно волновались, раз не стали использовать для подрыва бикфордов шнур, а понадеялись на дистанционное управление (обрывки проводов оперативники нашли возле воронки), - рассуждает Гореликов. - Видимо, злоумышленникам не хватило опыта. Не дай Бог, чтобы он у них появился.
Эти и другие ошибки и дилетантизм "партизан" дают основание надеяться, что самоучек удастся найти в ближайшее время.
ЗВОНОК
Подрыв взяли на себя смертники Басаева
Вчера в северокавказское бюро радио "Свобода" позвонил неизвестный и, представившись заместителем командира "разведывательно-диверсионного батальона "Риядус-Салихийн", сообщил, что теракт на Октябрьской железной дороге совершили чеченские боевики этого "подразделения".
Группировка "Риядус-Салихийн" ("Сады праведников" - араб.) была создана в 2001 году Шамилем Басаевым как батальон смертников. Входили в него в основном
женщины. Впервые эта бандитская ячейка заявила о себе в 2002 году, организовав захват театрального центра на Дубровке. После этого взяла на себя ответственность за подрыв Дома правительства Чечни в том же году. В результате этого теракта, осуществленного "шахидом", погибли более 80 человек.
Далее - пошло-поехало. Пока Басаев стоял у руля этого крыла бандподполья, оно брало ответственность за:
- теракт на концерте в Тушине;
- взрыв электрички в Ессентуках;
- самоподрыв у гостиницы "Националь" в Москве;
- теракт на станции метро "Автозаводская";
- взрывы двух пассажирских самолетов;
- диверсию у метро "Рижская";
- захват школы N 1 в Беслане.
Известные вылазки этой группировки всегда заканчивались многочисленными жертвами, и практически каждый теракт "Риядус-Салихийн" неизменно сопровождали "черные вдовы".
- В нашем случае почерк теракта совсем другой, - сообщил "КП" источник в спецслужбах. - Возможно, кто-то хочет снискать славы некогда могущественной бандитской группы. Когда-то там было около 400 человек, но на сегодняшний день от банды Басаева практически ничего не осталось. В Веденском районе по лесам от силы человек 20 бегают. А вообще мелких групп там сейчас много, и называют они себя на любой вкус и цвет.
ДОСЛОВНО
Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин: Мы построим вдоль железных дорог неприступные заборы
Чтобы разобраться с подрывом "Невского экспресса", Владимир Якунин прервал отпуск, а вчера глава РЖД встретился с журналистами.
- Будем усиливать безопасность. Устанавливать камеры наблюдения в электричках и строить неприступные заборы вдоль железнодорожных путей, - заявил он.
Проблем с безопасностью у железнодорожников хватает и помимо террористов.
- К сожалению, ни одного дела о вредителях, кладущих камни на рельсы или ворующих кабель, до суда не довели, - посетовал Якунин. - А ведь все это угрожает жизням миллионов пассажиров!
Что касается недавнего теракта, РЖД готовит документы о награждении и железнодорожников, и пассажиров.
- У нас удивительный народ! - порадовался Якунин. - Не было ни паники, ни воплей... Все спасали друг друга. А таких людей не запугать.
Следователи составили фоторобот подозреваемого в причастности к теракту. Значок, который обычно ставится на фотороботе при распечатке.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Спецслужбы составили фоторобот подозреваемого в причастности к теракту
Сразу после взрыва поезда Москва - Петербург следователи принялись опрашивать жителей окрестных деревень - не видели ли они чего-нибудь или кого-нибудь подозрительного. И оказалось, что многие заметили, как какой-то
мужчина ошивался около рельсов, перелезал через ограждение железнодорожного полотна. Вот только подозрительного типа каждый из опрошенных местных жителей описывал несколько по-разному. Чтобы не получилось путаницы, следователям пришлось отправлять на опрос сразу трех специалистов.
- Сотрудники милиции опрашивали жителей деревни Бурга и поселка Малая Вишера, - рассказал заместитель прокурора Новгородской области Константин КАРАСЕВ. - По описанию людей составили три примерных портрета человека, возможно, причастного к совершению теракта. А затем, проанализировав все описания, составили один фоторобот.
В итоге получился мужчина славянской внешности с вытянутым лицом, темными глазами, длинным носом и тонкими губами. Его волосы люди запомнили плохо - возможно, парень скрывал их под кепкой, а то и вовсе был лысым.
Первыми фоторобот получили милиционеры из районов, близких к Малой Вишере: на случай, если подозрительный мужчина все еще скрывается рядом с местом преступления.