Причина смерти Ким Чен Нама до сих пор неизвестнаПричина смерти Ким Чен Нама до сих пор неизвестна
Сгоревшая в Краснодаре многоэтажка построена с грубыми нарушениямиСгоревшая в Краснодаре многоэтажка построена с грубыми нарушениями
В Керченском проливе стартовал новый этап строительства моста в КрымВ Керченском проливе стартовал новый этап строительства моста в Крым
Ученые: Содержание кислорода в океане падаетУченые: Содержание кислорода в океане падает
50-летие отмечает подземная Баксанская обсерватория50-летие отмечает подземная Баксанская обсерватория

Два пива укрепляют память

Новости науки и техники: Два пива укрепляют память
Умеренное потребление легкого алкоголя, например пива, улучшает память. Новозеландские и американские ученые разобрались в механизме этого явления.

Хотя пока лишь на примере крыс.

Как выяснили Мэгги Калев и Мэттью Дьюринг из университетов Окленда и Огайо соответственно, употребление алкоголя улучшает эмоциональную память, а в малых дозах также придает живости уму при встрече с незнакомыми объектами.

У ученых было три группы подопытных крыс. Первую группу составили полные трезвенники, а вторым и третьим в течение восьми недель в пищу подмешивали этиловый спирт, так что он составлял 2,5% рациона второй группы и 5% рациона третьей.

По уровню алкоголя в крови второй группе соответствует употребление человеком среднего веса одной-двух кружек пива в день.

Через месяц нахождения на такой диете ученые протестировали память и способность узнавать новое. В одном из опытов Калев и Дьюринг многократно, но ненадолго помещали крыс в клетку, в которой находились два небольших предмета. Когда через два дня один из предметов заменили на другой, крысам требовалось некоторое время, чтобы распознать новинку. Именно это время и засекали биологи.

Для другого эксперимента ученые раскрасили клетку в черный и белый цвета. Каждый раз, когда крыса оказывалась на черной половине, ее ждал не опасный, но болезненный удар током. Крысам дали отдохнуть один день, а потом снова поместили в ящик. По поведению животных биологи оценивали, насколько хорошо они запомнили, где скрывается опасность.

Выяснилось, что по сравнению с "умеренно пьющими" грызунами у трезвенников были хуже и память, и способность быстро узнавать новые предметы. "Сильно пьющие" также распознавали новое лучше трезвенников, однако с памятью у них было значительно хуже последних.

Впрочем, о положительном влиянии пива на среднесрочную память было известно и ранее. Новизна работы, опубликованной в The Journal of Neuroscience, в том, что ученым удалось подобраться к механизму улучшения памяти алкоголем.

Известно, что функционирование синаптических связей нейронов мозга, а значит, и процессы запоминания регулируют N-метил-D-аспарагиновые (NMDA) рецепторы. Ученые заметили, что память животных улучшается при активизации одной из субъединиц рецептора - так называемой NR1 - и это именно та субъединица, что каким-то образом связана с алкоголем.

Чтобы удостовериться в этом, Калев и Дьюринг вырастили крыс, у которых генетическим образом было уменьшено содержание NR1 в гиппокампе - отделе мозга, связанном с запоминанием. Выяснилось, что при дефиците NR1 описанный эффект сходит на нет, а значит, именно через эту субъединицу спиртное оказывает положительное влияние на память. Как именно - ученые пока не знают. Они предполагают, что алкоголь блокирует NMDA-рецептор, заставляя увеличивать активность NR1 в качестве компенсации.

И все-таки лучше не пить совсем, подчеркивают Калев и Дьюринг. Мало того что алкоголь вреден для многих других органов организма, а в эксперименте участвовали только крысы. Важно и то, что в последних опытах тестировалась лишь эмоциональная память, при том связанная с негативными эмоциями (крысы запоминали электрический удар). Именно она, как выяснилось, улучшается.

В приложении к человеку это означает, что попытки "утопить печаль в вине" чреваты запоем: алкоголь лишь укрепит воспоминание о неприятности, о которой так хочется забыть.

США опубликовали видео полета российских Су-24 рядом с американским эсминцем США опубликовали видео полета российских Су-24 рядом с американским эсминцем