Обнаружена наиболее привлекательная и сексуальная форма лицаОбнаружена наиболее привлекательная и сексуальная форма лица

Найдено главное различие между человеком и обезьяной

Новости общества: Найдено главное различие между человеком и обезьяной
Дети в возрасте двух с половиной лет справляются с задачами социального характера лучше обезьян, хотя в решении физических задач шимпанзе и орангутаны нисколько не уступают им.

Результаты исследования стали лишним подтверждением гипотезы культурного интеллекта, согласно которой разум развился у человека в связи с усложнением социальной иерархии.

Это выяснилось в ходе специального исследования, проведенного командой биологов из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия), Мадридского университета Complutense и Университета Дюка (США).

Ученые пришли к выводу, что различные интеллектуальные способности предков человека в ходе эволюции развивались неравномерно: сначала усложнились социальные, а затем уже все прочие, в частности такие, как способность к абстрактному мышлению, ставшая главным преимуществом человека перед животными.

Человек далеко не единственное существо, живущее в обществе, отношения в котором довольно строго ранжированы. "Социальная иерархия присутствует у наиболее развитых млекопитающих: волков, крыс и в еще большей степени у обезьян, - рассказали РБК daily на биологическом факультете МГУ. - Этот набор поведенческих особенностей помогает стае выполнять жизненно важные задачи: устраивать коллективную охоту, как это делают львицы, или совместно обороняться от хищников, как это делают обезьяны. Благодаря этому свойству повышается выживаемость стаи.

И здесь социальные животные имеют существенное преимущество перед всеми прочими". Социальные отношения усложняются вместе с развитием животного: шимпанзе, например, способны даже устраивать своего рода "военные кампании", когда на территорию соседней стаи вторгаются сразу несколько самцов. Что касается человека, то, как выяснили исследователи, его можно назвать существом ультрасоциальным - даже маленькие и не умеющие пока говорить дети общаются между собой гораздо интенсивнее и информативнее, чем взрослые обезьяны.

Эксперименты проводились с тремя видами приматов: в исследовании участвовали 106 шимпанзе в возрасте от 3 лет до 21 года, 32 орангутана в возрасте 3-10 лет и 105 детишек, каждому из которых было 2-2,5 года. Многочасовой тест был разбит на две тематические части - сюда входили физические и социальные задачи.

Среди первых фигурировали пространственное ориентирование (умение находить пищу), операции с количеством (выбор наиболее изобильного источника пищи из числа нескольких), причинно-следственные задачи и задачи на орудийное мышление (умение извлекать пищу из труднодоступных мест и специальных хранилищ с несложными замками).

В числе социальных задач были коммуникационные (способность влиять на других соплеменников с той или иной целью), обучающие задачи (повторение чужих примеров и склонность к сложному подражанию), задачи на понимание мотивации других участников эксперимента (способность предвидеть поступки своих соплеменников).

Результаты были чрезвычайно показательными: если дети и шимпанзе успешно справились с 70%, а орангутаны - с 60% физических задач, то в области социальных коммуникаций человекообразные обезьяны сильно уступили своему более продвинутому собрату: дети справились почти с 80% задач, а вот шимпанзе и орангутаны осилили только 40%.

Ученые считают результаты исследования прекрасным подтверждением гипотезы культурного интеллекта, согласно которой разум - продукт общения между особями одной популяции. Противоположная доктрина - гипотеза экологического интеллекта, приверженцы которой утверждают, что интеллект у человека развился благодаря необходимости отыскивать пищу в труднодоступных местах, таким образом, оказалась не соответствующей истине.

В отличие от обезьян, способных создавать в основном только отношения подчинения, люди формируют гораздо более многообразные социальные категории. Именно эта способность легла в основу примитивного разделения труда, когда различные члены первобытного племени выполняли разные задачи. От этого выигрывало все общество - и при не слишком высоком интеллекте и культуре такой подход позволял удовлетворять насущные популяции в пропитании и защите оптимальным образом.

Даже от своих ближайших предков человек разумный, судя по всему, отличался значительно. Авторы исследования продемонстрировали это на примере Homo erectus, жившего всего около 2 млн лет назад: при быстро растущем объеме мозга общественные отношения между представителями этого рода Homo оставались на весьма примитивном уровне, ненамного опережающем положение дел в обезьяньей стае.

"Мне кажется, и тот факт, что кроманьонцы в свое время вытеснили неандертальцев, объясняется вовсе не интеллектуальным преимуществом победителей (как показали новейшие исследования, мозг неандертальцев был больше по объему и, видимо, более развитым, чем у уничтоживших их кроманьонцев. - РБК daily), а тем, что кроманьонцы были более социальными животными, - сообщил нашему изданию этнолог, антрополог Егор Байнов. - Иными словами, могли в случае необходимости не только сбиться в кучку, но и оказать организованное сопротивление".

Полицейский спас ребёнка из реки.

Российские медики собираются раскрыть секрет долголетия