В течение нескольких дней государственные деятели России и США, в том числе, госсекретарь Кондолиза Райс, министр обороны Роберт Гейтс и правая рука Владимира Путина Сергей Иванов проводили переговоры в Москве по всему спектру американо-российских взаимоотношений.
При любых обстоятельствах данные переговоры имели бы критически важное значение для обеих стран, поскольку в ходе их проведения главное внимание было уделено комплексу договоров, определявших ситуацию в Европе с последних дней `холодной войны`.
Но на фоне войны в Ираке эти договоры приобрели гораздо более важное значение. Как
Россия, так и Соединенные Штаты пытаются внести изменения в системы безопасности ключевых регионов. При этом Вашингтон нацеливается на Ближний Восток, а Россию больше заботит территория ее бывшей империи. Взгляды двух стран абсолютно несовместимы, а тот факт, что Америка поглощена своими проблемами в Ираке, дает
Москве возможность менять контуры геополитики в собственном `огороде`.
Занятость проблемами Ирака
После нескольких лет
организационного хаоса Соединенные Штаты Америки упростили свой план по Ираку. Теперь они хотят лишь предотвратить превращение Ирана в регионального гегемона. Благородные и возвышенные мысли о формировании демократии в целом и о поддержке того или иного государства в Вашингтоне сегодня забыты, и произошло это задолго до выступления в Конгрессе генерала Дэвида Петреуса (David Petraeus). Восстановление страны отошло сейчас на второй план, и даже мысли о нефти выглядят сегодня, в лучшем случае, крайне неуместными. Американская политика во всей ее совокупности сведена на данный момент к единственной мысли - об Иране.
Эти мысли в настоящее время овладели умами не только членов администрации Буша, но и сотрудников американской разведки и военных. Такая позиция довольно разумна. Американский исход из Ирака позволит Ирану склонить своих союзников на шиитском юге этой страны к действиям по постепенному установлению контроля над большей частью иракской территории. Свое влияние Иран распространяет и на значительную часть шиитского сообщества на богатом нефтью западном побережье Персидского залива.
Если американские войска перестанут блокировать иранцев, они воспримут военную некомпетентность Саудовской Аравии, Кувейта и Катара как приглашение к захвату этого побережья. В результате Тегеран получит контроль над примерно четвертью общемировой добычи нефти в объеме приблизительно 20 миллионов баррелей в день. Если отбросить в сторону всю риторику, становится ясно, что подобный результат заставит любого американского президента начать масштабную региональную войну, дабы лишить враждебную державу возможности влиять на самочувствие глобальной экономики.
Поэтому Соединенным Штатам придется оставаться в Ираке всерьез и надолго. А это потребует выработки определенной стратегии действий в отношении другого государства, имеющего значительное влияние на Ирак. Речь идет об Иране. В
связи с этим, у Соединенных Штатов остается лишь два варианта. Они могут просто попытаться управлять Ираком как протекторатом на постоянной основе, что не вызывает особого оптимизма, или постараться договориться с Тегераном в отношении Ирака - и найти способ для раздела сфер влияния.
После выхода в сентябре доклада Петреуса неофициальной целью политики администрации Буша стал поиск договоренностей с Ираном. Но Белый Дом не хочет начинать переговоры по существу до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Для этого Вашингтону нужно создать вокруг Ирана дипломатический кордон, усилив тем самым изоляцию Тегерана, а также настойчиво наращивать финансовое давление. Краеугольным камнем данной стратегии является активизация воинственной риторики со стороны европейских стран, а также увеличение списка крупных банков, отказывающих сотрудничать с Ираном.
Неудивительно, что Иран смотрит на все это под совершенно иным углом. Персия исторически очень часто сталкивалась с угрозой вторжения в пределы своих западных границ. Последним проявлением такой угрозы стала разрушительная война 1980-1988 годов, принесшая миллионные жертвы. Главная цель внешней политики Персии на протяжении тысячелетия была гораздо проще того, что придумывают Соединенные Штаты. Она звучит так: уничтожить Месопотамию. В 2003 году Вашингтон оказал эту услугу Тегерану, сделав все за него сам.
Сегодня цели Ирана стали более масштабными. Он хочет воспользоваться уничтожением своего единственного врага в регионе, дабы превратиться в ближневосточного гегемона. Для этого Тегеран должен умело применить имеющиеся у него в Ираке активы, чтобы обескровить американцев и заставить их уйти. Но Иран довольно восприимчив к давлению. Тегеран понимает, что может перестараться в своих действиях на мировой арене. Он, безусловно, признает, что попытки
США надеть на него намордник дают определенный результат. Ирану в этих условиях нужен собственный спонсор - и в результате на Ближний Восток приходит держава, отсутствовавшая в этом регионе довольно длительное время - Россия.
Вариант первый. Паритет
Географически Россия находится в невыгодном положении. У нее нет океанов, обеспечивающих стране стратегическую удаленность от врагов. Она не может похвастать естественными географическими преградами, отделяющими ее от Европы, Ближнего Востока и Восточной Азии.
История России - это летопись ее шагов по созданию буферных зон - и по установлению своего господства на таких буферных территориях. С окончанием `холодной войны` буферная зона России сократилась до минимальных за ее многовековую историю пределов. Попросту говоря, Россия боится попасть под чужое господство - в военном, экономическом, политическом и культурном плане, а поэтому вся ее политика нацелена на восстановление буферной зоны.
В этих условиях России необходимо сделать одно из двух. Первое - восстановить паритет. Пока Соединенные Штаты считают Россию второсортной державой, американское влияние и мощь будут по-прежнему разрушать российскую безопасность. Поддерживай паритет - и такое разрушение можно будет, по крайней мере, уменьшить.
Однако Путин не считает, что паритет должен наступить в результате конфликта. Хотя сегодня Россия намного крепче, чем после краха рубля в 1998 году, и продолжает укреплять свое могущество, Путин прекрасно понимает, что Советский Союз распался отчасти по причине гонки вооружений. Достичь паритета за
счет своих ресурсов для гораздо более слабой России просто невозможно.
Поэтому паритета следует добиваться с пером, а не с мечом в руках. Подписание трех договоров привело к окончанию `холодной войны` и к созданию законного паритета между Соединенными Штатами и Россией. Первым был Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который ограничивает количество неядерной военной техники и вооружений для каждого государства-члена НАТО и для бывших стран-участниц Варшавского Договора и их правопреемников.
Второй - Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) - ограничивает количество межконтинентальных баллистических ракет, которые могут иметь на вооружении Соединенные Штаты Америки и Россия. Третий договор - о ядерных силах средней и меньшей дальности (РСМД) - привел к полному выводу из арсеналов НАТО и России баллистических ракет наземного базирования малой, средней и промежуточной дальности с радиусом действия от 500 до 5500 километров, а также крылатых ракет наземного базирования.
Та совокупность сил и средств, которые разрешают иметь данные соглашения, не обеспечивают, как считает Россия, потребности ее собственной безопасности. ДОВСЕ был великолепным договором для того мира, в котором велись тогда переговоры. Но с тех пор все страны Варшавского Договора, которые находились на стороне России при учете и подсчете вооружений, вступили в ряды НАТО. Тот `паритет`, который был вмонтирован в систему европейских отношений в 1990 году, сегодня нарушен - и не в пользу России.
СНВ-1 - это любимый договор русских, поскольку в нем предусмотрено отношение к американцам и к русским как к добросовестным и равным партнерам. Однако, как считают русские, в нем имеется один роковой недостаток. Срок действия данного договора истекает в 2009 году, и в США практически никто не поддерживает идею о его продлении. В Вашингтоне считают, что договоры являлись инструментами урегулирования конфликтов 20-го века.
А поскольку мощь США, пусть и сдерживаемая войной в Ираке, продолжает увеличиваться в глобальном масштабе, нет оснований для заключения договоров, ограничивающих американские возможности. Такое изменение в философии мышления характерно для обеих сторон американской политической среды: ни администрация Буша, ни администрация Клинтона не начинала ведение переговоров на тему заключения новых договоров о разоружении.
И наконец, договор РСМД - это самый худший из всех договоров для России. Ракеты средней дальности намного дешевле межконтинентальных. Начнись гонка вооружений, и России придется приступить к созданию таких систем, если она не хочет существенно отстать от наращиваемой военной мощи США.
России нужно, чтобы все три договора были переделаны. Она хочет внесения поправок в ДОВСЕ, чтобы договор этот отражал факт расширения НАТО. Россия хочет продлить договор СНВ-1 (а также углубить, по мере возможности, его содержание), чтобы ограничить долгосрочные возможности США.
Ей нужно, чтобы договор РСМД был напрямую завязан на остальные два соглашения - чтобы в случае необходимости Россия имела возможность использовать новые варианты - либо, чтобы этот договор был просто аннулирован, а на смену ему пришел модернизированный и более надежный договор СНВ-1.
Проблема первого варианта заключается в том, что он предполагает определенную долю сочувствия американцев к русским с их тревогами и обеспокоенностью. Однако американцы сочувствовать им не собираются.
Вспомните о главной озабоченности Кремля в период после окончания `холодной войны`. Он боялся, что Соединенные Штаты Америки будут отщипывать от российской периферии кусок за куском до тех пор, пока не падет сама Москва. Эти опасения настолько же сильны, насколько и оправданны. На протяжении всей истории лишь три государства угрожали Соединенным Штатам.
Первую страну - Великобританию - Вашингтон пристегнул к своей глобальной политике в области обороны. Вторую - Мексику - он просто подчинил себе. А третья была разгромлена в результате `холодной войны`. Вступление стран Варшавского Договора и Прибалтики в НАТО, создание баз в Центральной Азии и, что самое важное, `оранжевая революция` на Украине наглядно продемонстрировали Москве, что США играет наверняка.