Трамп не исключает военный конфликт с Северной КореейТрамп не исключает военный конфликт с Северной Кореей
В Иркутской области выгорело тысячи гектаров тайгиВ Иркутской области выгорело тысячи гектаров тайги
Трамп обратился к Си по поводу переговоров с ТайванемТрамп обратился к Си по поводу переговоров с Тайванем
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Полиция Лондона предотвратила терактПолиция Лондона предотвратила теракт
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

В Индии найден предок китов размером с кошку

Новости науки и техники: В Индии найден предок китов размером с кошку
Ученые считают, что дельфины и киты могут быть потомками небольшого зверя, напоминавшего хвостатого оленя без рогов.

Окаменелости, найденные в индийском Кашмире, указывают на то, что это животное размером с кошку, гулявшее по земле 48 миллионов лет назад (в эоцене), может быть тем звеном, которого ученым не хватало для прослеживания всей эволюционной цепочки, приведшей к появлению морских млекопитающих. Окаменевшие останки были обнаружены в отложениях древней реки, оказавшейся сейчас высоко в горах. В ту давнюю эпоху здесь плескалось древнее мелководное море Тетис, уже переставшее к тому времени быть одноименным океаном.

Наиболее древние млекопитающие, давшие начало современным морским гигантам, известные на сегодняшний день, имели перепончатые задние лапы, они могли жить как на суше, так и в водной среде и своим внешним видом напоминали крокодилов, однако вопрос о самых последних сухопутных предках этих тварей наукой до сих пор не разрешен. На протяжении многих лет ведущим кандидатом на эту роль был гиппопотам, имеющий с китами и дельфинами не только некоторое внешнее сходство, но и сходную ДНК. Правда, многих ученых в этой гипотезе не устраивало то, что гиппопотамы жили "не в тех" районах Земли и к тому же слишком "молоды" по эволюционным масштабам, чтобы быть предками китов.

Новые данные заставляют склониться к иной версии: предками китов могли быть артиодактили, обитавшие на юге и юго-востоке Азии около 50 миллионов лет назад и прятавшиеся в воде при приближении опасности. Собрав множество промежуточных скелетов, ученые выяснили, как киты покинули сушу. Ключевое сходство в строении черепа и уха позволило им связать отряд артиодактилей с семейством китообразных, к которым относятся киты, дельфины и морские свиньи.

Профессор анатомии Ханс Тьюиссен (Hans Thewissen) из медицинского колледжа Северо-восточного университета штата Огайо (Northeastern Ohio Universities Colleges of Medicine and Pharmacy) утверждает, что ключевым в этом процессе стал зверь, входивший в большую группу артиодактилей, останки которого были обнаружены в Кашмире. Его название на латыни - Indohyus (индохиус), и большую часть своей жизни он проводил на суше, но нередко нырял в воду, спасаясь от хищников. Это существо могло принадлежать к древней ветви млекопитающих с двумя или четырьмя пальцами на каждой из ног, к которой относятся сегодняшние верблюды, свиньи и гиппопотамы. "Если рассматривать его как животное из зоопарка, то он совершенно не похож на кита", - признает исследователь, но добавляет: если принять во внимание анатомические особенности, то "сходство просто поразительно".

"Первые киты были похожи вовсе не на китов, а на нечто среднее между свиньей и собакой", - говорит ученый и добавляет: лапы и способность к передвижению по суше они утратили около 40 миллионов лет назад. Что же касается Indohyus, то он, по словам эксперта, больше всего напоминает представителей современного семейства оленьковых (Tragulidae) с крысиным носом, которые "в случае опасности прыгают в воду и там прячутся" (в Африке, например, обитает водяной оленёк Hyemoschus aquaticus).

Профессор Тьюиссен и раньше публиковал работы по окаменелостям существа, которое он сам называл первым китом-амфибией, и о скелете самого древнего из всех известных китов. На этот раз в статье, увидевшей свет на страницах журнала Nature, он указывает, что изучил сотни костей Indohyus, извлеченных в Кашмире, и сумел воссоздать из них скелет этого животного. Основное звено, связующее Indohyus с морскими млекопитающими, - это утолщенная ушная кость, что встречается только у китовых. А анализ зубов ископаемого зверя свидетельствует о том, что это наземное в целом существо проводило много времени в воде и, возможно, питалось там - как гиппопотамы и киты. На связь с первыми китами указывает и специфическое расположение и форма некоторых коренных зубов. "Новая гипотеза состоит в том, что изначально это были небольшие, напоминающие оленей, животные, которые прыгали в воду, спасаясь от хищников, - говорит ученый в интервью BBC News. - А затем они поселились в воде, их диета постепенно изменилась: они стали плотоядными".

Исследователь считает, что первые киты жили в районе нынешних Индии и Пакистана, а это хорошо соотносится с гипотезой насчет Indohyus, а не с первыми гиппопотамами, которые обитали в Африке. Интересно, что современные китовые известны своей сообразительностью, а вот первые киты, как и Indohyus, обладали очень маленьким по размеру мозгом.

Многие ученые выказывают интерес к выводам коллеги, но не все пока убеждены в его правоте, так что версия о связи между гиппопотамами и китами остается пока наиболее авторитетной. По словам антрополога из Лондонского университетского колледжа Фреда Спура, последнее открытие сопоставимо по новизне с обнаружением археоптерикса - ископаемых останков древнейшей птицы. "Многие годы в наших знаниях об эволюции китов была огромная дыра. Ученые считали, что современные киты не сильно отличались от своих предков. Однако с начала 1990-х годов наука сильно продвинулась благодаря большому количеству найденных в Индии и Пакистане останков древнейших китообразных", - сказал Спур.
ГРАНИ.ру http://www.grani.ru