В Индонезии обломки затонувших кораблей исчезли со дна моряВ Индонезии обломки затонувших кораблей исчезли со дна моря
Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президентаПарламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президента
Найдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн летНайдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн лет

Рейтинг десяти научных открытий 2007 года

Новости науки и техники: Рейтинг десяти научных открытий 2007 года
Крейг Вентер
Взрыв сверхновой звезды
Новые виды
Прошедший год был богат на научные открытия. Биология, генетика, астрономии, микроэлектроника - это еще не полный список областей, где были достигнуты поистине уникальные результаты.

Недаром научному прогрессу приписывают первостепенную роль в деле развития экономики, ведь технологии настолько прочно влились в нашу жизнь, что без них мы уже не представляем себе того комфорта, которыми они нас наделяют. Только на минуту задумайтесь, что бы вы делали без телевизора, компьютера, машины? А в будущем, возможно, эти категории заполнят более прогрессивные достижения научного прогресса. Люди уже строят планы полетов к окраинам нашей Солнечной системы, разработаны универсальные средства лечения раковых болезней, а робототехника в скором времени перешагнет планку лишь воображаемого.

1. Открытие в области стволовых клеток.
В ноябре Шина Яманака (Shinya Yamanaka) из Университета Киото и молекулярный биолог Джеймс Томпсон (James Thomson) из Университета Висконсина заявили, что им удалось перепрограммировать регулярные клетки кожи на работу по образу эмбриональных стволовых клеток. Возможно, это открытие позволит ученым когда-нибудь создавать стволовые клетки без разрушения эмбриона, на чем активно настаивают оппозиционеры генной инженерии. В своих первых экспериментах ученым удалось клонировать стволовые клетки обезьяны - первый шаг на пути клонирования человека.

2. Карта человека.
В сентябре ученый физиолог Крейг Вентер (Craig Venter) первым в мире представил свою полную генетическую карту. На ней можно было увидеть всю генетическую последовательность или набор хромосом, унаследованный от его родителей. Вентеру удалось сделать еще один маленький шаг к эре персонализированной медицины и проследить пути наших генетических различий. Скорее всего данные исследования не помогут поисках виновника вашей близорукости или лысины, но в условиях действительно тяжелого недуга, таких как порок сердца или рак шанс на спасение очень велик.

3. Запечатлен взрыв сверхновой звезды.
Астрономами Калифорнийского Университета и Университета Техаса удалось зафиксировать самый яркий за все время наблюдений звездный взрыв, ознаменовавшийся рождением сверхновой звезды. Впервые в истории была зафиксирована смерть звезды SN 2006gy, которая в 100-200 раз больше нашего Солнца. Во всем Млечном Пути, насчитывающем порядка 400 миллиардов звезд, навряд ли найдется с десяток звезд, сравнимых по массе с виновницей торжества. SN 2006gy коллапсировала в черную дыру порядка 240 миллионов световых лет назад. Излучение сверхновой наблюдалось в течение целых 8 месяцев. Астрономы надеются, что эта смерть поможет дать ответ на вопрос: от чего же погибали звезды в самом начале жизни нашей вселенной - приводило ли излучение звезды к образованию пар вещество-антивещество, результатом чего стал термоядерный взрыв. По всей видимости, похожее будущее ждет и еще одну свермассивную звезду - Эта из созвездия Киля, взрыв которой может стать одним из самых значительных астрономических феноменов за время проведения современных наблюдений.

4. Сотни новых видов.
Собрав данные со всей планеты, оказалось, что в этом году было открыто более 700 новых видов и организмов, включая плотоядную губку и гигантского морского паука, обитающего на глубине от 700 до 6000 метров в Антарктике. Самой богатой на открытия оказалась закрытая область Суринама (государство на северо-востоке Южной Америки), где ученым удалось обнаружить 24 новых вида, среди которых 12 жуков, 2 вида муравьев и несколько видов рыб и лягушек. В штате Индии Гоа была обнаружена безногая амфибия. 11 новых видов животных и растений было найдено в тропических лесах Вьетнама; новый вид обезьян в Уганде; летучая мышь на Мадагаскаре; дымчатый леопард на островах Суматра и Борнео. К сожалению, все эти находки не скрасят факта исчезновения тысяч видов животных и растений с нашей планеты. А ежегодное пополнение Красной книги настраивают на удручающий лад. С начала 20 века учеными было открыто около 50 видов ранее неизвестных зверей и птиц. Но за это же время полностью исчезли с лица Земли не менее 100 других видов, среди которых 25 видов млекопитающих. Каролингский попугай, бескрылая гагарка, луговая курочка, дронт, белокрылая гагарка, - виды птиц, истребленные человеком. Тур, тарпан, зебра квагга, стеллерова корова, - млекопитающие, которых мы больше не увидим. С конца 20 века в среднем 1 вид животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Множество видов животных и растений находятся на грани исчезновения, поскольку деятельность человека сильно изменяет среду их обитания, лишает источников питания. Этому способствуют вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы.

5. Сконструирован клапан человеческого сердца.
Недавно Всемирная Организация Здоровья (ВОЗ) анонсировала о том, что более 600 тыс. человек по всей планете нуждаются в скорейшей замене сердечного клапана. Теперь у них появилась надежда. Команде ученых во главе с Магди Якубом (Magdi Yacoub) из Имперского колледжа науки, техники и медицины в Лондоне после 10-и летних исследований удалось вырастить стволовые клетки костного мозга, отвечающих за управление тканью сердечного клапана. Якуб надеется, что в скором времени, используя коллагенные подпорки, удастся вырастить стволовые клетки непосредственно в области сердца. "Если пробные эксперименты на животных окажутся удачными, в течение 3-5 лет мы сможем перенести эту технологию на человека", - заявил Якуб.

6. Открытие трех звездных систем, аналогичных солнечной.
В октябре Британские исследователи космоса сообщили об открытии трех новых планет вне Солнечной системы в рамках программы WASP (Wide Area Search for Planets), посвященной глобальному поиску экзопланет, подобных нашей Земле. Планеты с именами WASP-3, WASP-4 и WASP-5 по размерам сравнимы с Юпитером, а температура на их поверхности достигает 2000°С. Подобное обстоятельство вычеркивает данные космические образования из ряда обитаемых планет вне солнечной системы. Однако, обстоятельства схожести с Юпитером, наводят ученых на мысли о возможности существования в данных звездных системах планет с большими орбитами, а, следовательно, более холодными. На данный момент таких планет не обнаружено, поиски продолжаются.

7. Найден гигантский птицеподобный динозавр.
Японские ученые обнаружили скелет громадного птицеподобного динозавра, жившего около 70 млн. лет назад. Палеонтологи, работающие в Монголии, объявили, что динозавр имел вес около 1,5 тонн и обладал незаменимыми атрибутами птиц - длинными и тонкими конечностями, которые сразу изменили представление о том, что чем больше плотоядные динозавры похожи на птиц, тем они меньше. Кроме того, нет полной уверенности в том, что данная находка является взрослой особью, вполне возможно, это всего лишь подросток. Данное открытие опровергает популярную теорию о том, что современные птицы произошли от двуногих плотоядных динозавров. И теперь переходное звено необходимо снова искать. Надо заметить, что находки, не вписывающиеся в современную трактовку эволюции динозавров, встречаются достаточно часто, но носят единичный характер. Многие палеонтологи склоняются к мысли, что это всего лишь результат случайных мутаций отдельных видов, никаким образом не отражающих общую закономерность развития.

8. Определен период расселения человека по планете.
В начале этого года команда ученых анонсировала, что анализ черепа человека, найденного в южной Африке в 1952 году, четко показывает, что современные люди покинули Африку около 65 тыс. - 25 тыс. лет назад. Исследовав радиацию песка, находившегося в найденной черепной коробке, ученые установили, что предполагаемый возраст человека, которому он принадлежал приблизительно 36 тыс. лет, плюс-минус 3 тыс. лет. Аналогичные находки, принадлежащие тому же временному периоду, были сделаны в Европе, восточной Азии и Австралии. Это еще больше укрепляет теорию о том, что современный человек зародился именно в Африке, а далее расселился оттуда по всей планете.

9. Найден самый старый обитатель нашей планеты.
В октябре исследователь из Университета Бангора, Северная Ирландия, гуляя по берегу океана, наткнулся на моллюска. Проведя исследования, оказалось, что данный представитель животного мира является самым старым обитателем нашей планеты, возрастом 405-410 лет! При определения возраста исследователи воспользовались старейшим методом - подсчет числа колец на ракушке. К сожалению, в результате этих манипуляций моллюск погиб. Стоит отметить, что по данным Книги рекордов Гиннеса, самым долгоживущим на Земле считается также моллюск, найденный в 1982 году. Но его возраст составлял всего 220 лет. Данный вид моллюсков давно известен, как один из самых долгоживущих. Их возраст может достигать 200-300 лет. И все время своей жизни они проводят на глубине 8 км, зарывшись в песок. Из обитателей Земли самым старым долгожителем до сих пор считается черепаха Адваита, принадлежавшая в 18 веке британскому колониальному генералу Роберту Клайву, умершая в 2006 году в зоопарке Калькутты. Адваита прожила по меньшей мере 150 лет, однако многочисленные данные свидетельствуют, что ее возраст - 250 лет. Точную цифру даст углеродный анализ панциря животного.

10. Обнаружен минерал криптонит.
В апреле геологам из Сербии удалось откопать белый рассыпчатый минерал непонятной природы. Крис Стенли (Chris Stanley), минеролог Лондонского Национального музея естественной истории определил, что он похожее химическое строение (sodium lithium boron silicate hydroxide - LiNaSiB3O7(OH)), что и вымышленный криптонит - зеленый раскаленный минерал, к которому проявлял слабость главный герой комиксов о Супермене. Найденный образец решено было назвать ядаритом (jadarite), так как был найден в шахте вблизи реки Ядар. Увы, ему не было присвоено имя криптон, ведь подобный элемент уже существует в таблице Менделеева и является газом.

В Биробиджане проходит церемония прощания с погибшими в Сирии В Биробиджане проходит церемония прощания с погибшими в Сирии