THAAD будет развернута в ближайшие дниTHAAD будет развернута в ближайшие дни
Cassini прошел сквозь кольца СатурнаCassini прошел сквозь кольца Сатурна
Северная Корея не собирается останавливать ядерные испытанияСеверная Корея не собирается останавливать ядерные испытания
THAAD будет развернута в ближайшие дниTHAAD будет развернута в ближайшие дни
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Жители поселка Масловский дышат отравленными испарениямиЖители поселка Масловский дышат отравленными испарениями
Cassini прошел сквозь кольца СатурнаCassini прошел сквозь кольца Сатурна
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

Динозавров убили насекомые: исполины не сопротивлялись

Новости общества: Динозавров убили насекомые: исполины не сопротивлялись
На сегодняшний день ученые неплохо себе представляют условия, существовавшие на Земле в меловой период, который начался примерно 135 млн лет назад, а 70 млн лет спустя, с вымиранием динозавров, внезапно закончился. Точнее, им кажется, что они неплохо представляют.

Две порции новых научных данных свидетельствуют о том, что многое еще предстоит выяснить.

Первая касается связанного с катаклизмами завершения мелового периода. Многие полагают, что загадочная причина вымирания динозавров и других видов, на смену которым пришли млекопитающие, выяснилась лет 20 тому назад: в Землю врезался гигантский астероид или комета, образовалось облако пыли, которое затмило солнце, в результате чего температуры на планете резко упали, и это привело к массовому вымиранию растений и животных. Занимательная история, но многие ученые никогда не соглашались с ней полностью.

Они признают, что динозавры вымерли довольно быстро, но не настолько молниеносно, чтобы можно было принять такое объяснение. На периферии этого общепринятого мнения всегда обретались альтернативные гипотезы: мол, динозавров убила аллергия, связанная с увеличением количества цветковых растений, или погребли мощные вулканы, действовавшие на территории современной Индии. Пару месяцев назад мы писали об одной из этих гипотез.

И вот "теория заболевания" получила новое подкрепление в виде вышедшей в Princeton Univercity Press книги "Кто заразил динозавров" ("What Bugged the Dinosaurs"). Ее авторы Джордж и Роберта Пойнар (Джордж занимается зоологией в Орегонском государственном университете, в прошлом - консультант ВОЗ по инфекционным заболеваниям) изучают древних насекомых, сохранившихся в сгустках окаменелой смолы (которые являются важной частью сюжета фильма "Парк Юрского периода"), а также окаменелые экскременты динозавров. В своем материале они находили, среди прочего, клещей, нематод, жалящих мух и всевозможных прочих гадов, включая кишечных паразитов мелового периода.

Из некоторых насекомых Пойнар удалось выделить микробов - возбудителей лейшмании и малярии, которые по тем временам, очевидно, были новыми патогенами, - следовательно, у динозавров не было к ним достаточно сильной сопротивляемости. Авторы не утверждают, что все динозавры вымерли в результате массовой эпизоотии. Правильнее будет сказать, что постоянные болезни ослабили динозавров, в результате чего, возможно, другие катастрофы, например, кометы или вулканы, их прикончили. Тем не менее, Пойнар в своей книге не удержались от оттенка голливудского драматизма. Вот одна замечательная цитата: "Крупнейшим животным Земли, динозаврам, пришлось вступить в борьбу за выживание (с насекомыми) - не на жизнь, а на смерть".

Второй вызов общепринятому представлению о меловом периоде недавно брошен статьей в журнале Science, опубликованной в прошлый четверг. Многие признаки позволяют с большой долей уверенности утверждать, что в те времена климат на планете был гораздо жарче (и именно поэтому последовавшее за столкновением с кометой внезапное похолодание так сильно ударило по динозаврам). Во время так называемого туронского периода, т.е. около 90 млн лет назад, стало особенно тепло: настали, как их часто называют, "суперпарниковые" времена, температура воды на поверхности океана местами достигала 37,7 градусов по Цельсию, и динозавры прекрасно себя чувствовали в Арктике.

Но откуда же тогда в Антарктике в те времена взялись огромные ледники? Специалисты по палеоклиматологии и раньше замечали эту странность, но свежая статья в Science выводит ее на первый план. Андре Борнеманн, представитель Института океанографии Скриппса, вместе с несколькими коллегами получил новые данные в результате анализа содержания изотопа кислорода О18 в телах фораминифер - небольших снабженных панцирем обитателей моря, которые в то время чрезвычайно распространились. Оказывается, по мере того как морская вода испаряется, при этом не возвращаясь назад (подразумевается, что она остается на суше в виде льда), соотношение О18 и О16 в морской воде меняется (О18 тяжелее, следовательно, он меньше испаряется). Фораминиферы непритязательны: их панцири просто впитывают кислород - все равно, в какой форме.

Исследователи выяснили, что на протяжении нескольких тысяч лет наблюдался необычно высокий уровень О18 в панцирях фораминифер, что указывает на наличие ледников. Хотя изменение температуры мирового океана также может влиять на баланс изотопов кислорода, придонная температура морской воды меняется мало, что бы ни происходило наверху, а обитающие в придонных слоях фораминиферы, тем не менее, демонстрировали дисбаланс изотопов кислорода - то есть ледниковый эффект, скорее всего, имел место. Никто не в состоянии объяснить, как могут существовать ледники в крайне жарком мире. Но если уж на то пошло, никто не в состоянии объяснить и то, как этот мир сначала стал таким жарким.

Если обобщить вышесказанное, тепличные ледники и хворые динозавры приводят нас к выводу, который мог бы стать неплохой заменой общепринятой точке зрения на наше палеонтологическое прошлое: не стоит слишком доверять общепринятым мнениям.
InoPressa http://www.inopressa.ru