Оговоренные контрактом и реально необходимые объемы закупок некоторых материалов для этого авианосца отличаются в разы. Так, изначально для модернизации крейсера планировалось закупить 700 км кабелей, но сейчас стало ясно, что их необходимо как минимум 2,5 тыс. км. В целом же необходимый объем работ был занижен на 70%.
Изменить эту ситуацию "Рособоронэкспорт" пытается, получив с индийских военных еще около 1 млрд долларов. Но даже если это произойдет, крейсер сможет впервые выйти в море на испытания не ранее 2011 года, что индийцев в корне не устраивает. Поэтому сейчас рассматривается возможность его продажи российскому ВМФ. Похожая ситуация сложилась и с китайским контрактом на поставку 38 транспортных Ил-76МД и самолетов-заправщиков
Ил-78 для дальней авиации.
Стоимость этой сделки составляла, по оценкам экспертов, от 500 млн долларов (если бы контракт полностью выполнял Узбекистан) до 1,5 млрд долларов. "Рособоронэкспорт" в качестве головного исполнителя этого контракта выбрал Ташкентское производственное объединение имени Чкалова, но оказалось, что там есть задел всего для 16 машин и почти нет квалифицированных кадров. В результате контракт оказался под угрозой срыва.
Срок исполнения контракта уже нарушен. Это означает, что китайцы фактически в любой момент могут сделку разорвать и потребовать заплатить неустойку. Если "Рособоронэкспорт" не сделает из этого выводов, то бодрые рапорты начальников нашего госпосредника об очередных рекордах по экспорту вооружений навсегда останутся в прошлом".
На ту же самую тему в "Независимом военном обозрении" выступила группа авторов - А.Блинов, В.Иванов, В.Литовкин, В.Мясников, - которые, в частности, сообщили:
"Между Россией и Алжиром возникли проблемы. Североафриканская страна вернула РФ 15 истребителей МиГ-29СМТ, закупленных у корпорации "МиГ" в 2006-2007 годах. И дело, как сообщают информированные источники, не ограничится только одними боевыми самолетами. По существу, речь идет о начатом алжирской стороной в одностороннем порядке пересмотре договоренностей, достигнутых в ходе визита российского президента, а также подписанных вслед за этим контрактов. ...
Напомним: в ходе переговоров между Путиным и Бутефликой в марте 2006 года российская сторона согласилась аннулировать весь алжирский долг в размере 4,7 млрд. долл.
Тогда же было заключено пакетное соглашение по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около 8 млрд. долл. и подписан ряд связанных с ним контрактов. В частности, контракт на покупку МиГ-29СМТ предлагался Алжиру на очень выгодных условиях. В счет погашения стоимости сделки Москва готова была забрать у североафриканцев старые МиГ-29, купленные раньше у Украины и Белоруссии. ...
Однако эти договоренности, в том числе письменные контракты, стали разваливаться уже через год. Так, в мае 2007 года алжирцы пожаловались на неудовлетворительное качество первых поставленных им 15 МиГов и потребовали забрать их назад. Российская сторона сочла претензии необоснованными. По контракту, сообщила она, предусматривалось использование корпусов, собранных в 1990-е годы, однако оборудование самолетов было новым.
Буквально накануне приезда Бутефлики в Москву стало известно о достигнутом согласии: самолеты все-таки возвратят в Россию. Речь пока не шла о полном расторжении контракта стоимостью 1,6 млрд. долл., который предусматривает также поставку других модификаций МиГов. Вместо отзываемых машин Алжиру предлагаются более современные и соответственно более дорогие МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника.
Собственно, вопрос о том, удастся ли "переоформить" контракт о поставках авиатехники, служит, по мнению экспертов, главной интригой визита Бутефлики. Алжир, отмечают они, идет в колее других покупателей российской военной техники, повысивших свои требования к закупкам.
Прежде всего, это основные клиенты России - Индия и Китай, не раз в последнее время выражавшие свое недовольство качеством техники либо затягиванием исполнения контрактов российской стороной, а также отказывающихся покупать то вооружение, которое им предлагает Москва. Вместе с тем ряд экспертов не исключают возможность переориентации Алжира на других поставщиков, как это, похоже, готовится сделать Индия.
Проблема, которая высветилась в скандале с Алжиру некондиционных истребителей ... родилась не вчера. Она отражает кризисное состояние всего российского оборонно-промышленного комплекса. Нехватку квалифицированных кадров, средний возраст которых приближается к пенсионному, утерю критических да и самых обычных технологий, применяемых в производстве боевой техники и комплектующих к ней, резкое старение технического и технологического парка промышленного производства, где количество станков и станочных линий, которым меньше десяти лет, исчисляется пятнадцатью процентами, низкая производительность труда и отсутствие реальной ответственности за качество своей продукции.
А также постоянный рост стоимости комплектующих, тепла и энергии, который значительно обгоняет инфляцию и никак не укладывается в те коэффициенты дефляторов, которые назначаются Минэкономразвития.
Даже первый вице-премьер правительства, председатель Военно-промышленной
комиссии Сергей Иванов и его заместитель в ВПК Владислав Путилин вынуждены были признать, что некоторые предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса просто не состоянии выполнить гособоронзаказ. Что тут удивляться, что в армию и на экспорт идут, мягко говоря, полуфабрикаты.
Есть и другая проблема. Несмотря на принятые правительством меры по созданию Объединенной авиационной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации и других оборонно-промышленных холдингов, реальной отдачи от этой работы пока еще нет. Внутри этих образований идет борьба за ресурсы, за то, над какими проектами они будут работать и какая именно
организация станет заниматься этими проектами в первую очередь. Один из самых ярких примеров - стремление вывести все авиастроительные компании из Москвы в подмосковный Жуковский на базу ЛИИ имени Громова и ЦАГИ имени Жуковского, создание в этом городе единого авиационного центра, объединяющего в себе и конструкторские бюро, и опытное производство, и испытательные комплексы.
Что получится из этой затеи, пока не ясно. Но ясно, что за каждый гектар земли, где сейчас размещены КБ и опытные заводы фирмы "МиГ" и Сухого, а это районы столичных улиц Поликарпова, Беговой, Ленинградского проспекта и метро "Войковская", будут выручены огромные деньги (счет идет на миллиарды долларов), которые вряд ли пойдут на организацию авиационного производства и создание перспективной авиатехники. ...
Нельзя не сказать и о такой проблеме, как стремление наших экспортеров во что бы то ни стало "застолбить за собой" перспективные рынки вооружений и перспективные, наиболее выгодные заказы. Наши экспортеры боевой техники не раз сообщали, что портфель заказов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами превышает 20 млрд. долл. Но беда в том, что отечественная оборонная промышленность не в состоянии быстро выполнить все эти заказы. Например, на зенитно-ракетные системы "Тор-М1" и их модификации, на С-30ПМУ "Фаворит" заказы принимаются с датой выполнения только после 2012 года.
И другой момент - не всегда контракты на поставку нашей боевой техники прорабатываются достаточно глубоко, всесторонне и с учетом всех тех обстоятельств, о которых говорилось выше. Иначе как скандальной, например, не назовешь ситуацию, сложившуюся с модернизацией для Индии авианосца "Адмирал Горшков" (индийское название "Vikramaditya"), - завод не в состоянии выполнить эту работу за один миллиард долларов, который ему готовы заплатить индийцы.
И все это результат того, что лица, подписывавшие контракт с российской стороны, не знали или не понимали: за такие деньги подобную серьезную модернизацию провести невозможно. Она стоит гораздо дороже. И теперь приходится объяснять заказчикам, что они должны доплатить чуть ли не столько же, сколько уже заплатили, что, конечно же, вызывает у них недоумение и протест. ...
Между тем, как стало известно, президент
США Джордж Буш предложит Индии бесплатно передать американский авианосец "Китти Хок", который скоро будут списывать США, при условии, что индийское правительство при этом приобретет для своих Военно-морских сил 65 новейших палубных истребителей F/A-18E/F для размещения на этом авианосце, сообщает со ссылкой на "многочисленные источники в Индии" американский журнал "Weekly Standard".
По данным источников издания, письмо Буша привезет с собой министр обороны США Роберт Гейтс, прибытие которого в Индию с визитом ожидается сегодня. Журнал констатирует, что предлагаемая Белым домом сделка может привести к тому, что США оттеснят Россию с индийского рынка вооружений и Индия откажется от планов купить российский авианесущий корабль "Адмирал Горшков" и партию российских самолетов "Миг-29К".
"Если это (письмо Буша) правда и если Дели даст на это согласие, то это похоронит не только сделку по российскому авианосцу и контракт по самолетам "МиГ-29", - пишет издание, отмечая, что в случае готовности ВМС Индии купить американские F-18, аналогичное решение могут принять ВВС Индии, которые готовятся закупить за рубежом 200 новых самолетов.
Такое развитие событий может "нанести сильнейший удар по российской оборонной промышленности" и затруднит для производителя самолетов "Миг" возможность "остаться на рынке военных самолетов", пишет американское издание.
Примечательно, что все то, о чем сейчас, накануне прихода в Кремль Дмитрия Медведева, пишет лояльная власти пресса, мы говорили уже давно, за что нас обвиняли в критиканстве и паникерстве. Взять тот же алжирский скандал. Вот что в свое время говорил о нем Анатолий Баранов:
"Поставка МиГ-29СМТ с одной стороны, была льготной - за полцены поставлялись новые самолеты, а не бывшие в употреблении. Но с другой стороны речь шла о старой модели, вдобавок корпус которой, и это оговаривалось контрактом, был произведен больше 10 лет назад. То есть на самом деле РСК "МиГ" реализовывала складские остатки.
Поставки самолетов должны были осуществляться с марта 2007 по февраль 2008 года. Но с мая 2007 года Алжир прекратил приемку машин, потребовав возврата первых 15 "МиГов" в Россию. Алжир указывал на наличие бывших в употреблении или низкого качества отдельных узлов и деталей в составе самолетов, что контрактом не было предусмотрено - "начинка" должна быть не только новой, но и соответствовать комплектации 4+. Алжир прекратил выплаты по остальным военным контрактам на 423 миллионов долларов, жестко увязав это с возвратом "МиГов".
Некоторые эксперты связывают претензии Алжира с активизацией Франции, продвигающей в этот регион свои истребители Rafale, но это, конечно, отговорки для оправдания проколовшихся руководителей ОАК и РСК "МиГ". Тем более, что это одни и те же лица. Еще "индийский" контракт показал, что на РСК "МиГ" сегодня полностью разрушена производственная база, и серийно производить новые машины корпорация не способна. Да, еще возможны работы по обслуживанию, доводке, модернизации, не требующие серьезной базы. Существует в каком-то виде ОКБ имени Микояна с небольшим опытным производством. Но серийный завод в
Москве, бывший "Знамя труда", ныне Производственный центр имени Воронина, сегодня можно рассматривать только как площадку под застройку для московских властей. Завода, можно сказать, уже нет.
Что касается ПЦ в Луховицах, там условия для серийного производства так и не были окончательно созданы, там была провалена программа сборки Ту-334. За последние годы руководство РСК "МиГ" менялось трижды, и заниматься реальным производством было, по большому счету, некому и некогда - все это напоминало ликвидком.
Давайте посмотрим, что за последние 8 лет делалось на МиГе. Программа по модернизации МиГ-29 до СМТ и СМТ-2, как видим из ситуации с Алжиром, провалена. Конверсионная программа среднемагистрального самолета Ту-334 провалена и закрыта, хотя производство было почти готово.
Программа истребителя 5-го поколения закрыта, хотя единственный в стране прототип этой машины поднимался в воздух. Программа нового палубного истребителя МиГ-29К провалена. Проект учебно-боевого самолета МиГ-АТ свернут, хотя машина готова, показана на авиасалонах и формально принята МО РФ. Собственно, это все, что было у МиГа. Теперь корпорацию можно закрывать, оставив небольшой фрагмент в виде КБ и опытного завода для обслуживания ранее поставленных в Минобороны и зарубежные страны машин".
На аналогичную тему высказывался и политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов, неоднократно
бывавший в Алжире. Теорию заговора он не разделяет:
"Я разговаривал с алжирскими военными по поводу качества МиГов. Они были возмущены низким качеством, халтурным исполнением заказа. Проблема не во французском или американском лобби, хотя таковые и имеются, а в том, что Россия уже не способна выдерживать даже минимальные требования по качеству, и скоро с ней согласятся иметь дело лишь страны, которым по политическим причинам больше никто оружие продавать не станет - Венесуэла, Иран, Сирия, может, кто-нибудь еще.
В прошлом году Индия также отказалась принимать модернизированный противолодочный самолет Ил-38 и дизель-электрическую подводную лодку проекта 877ЭКМ из-за нареканий по поводу качества выполненных работ. В результате всех этих задержек и проблем в начале декабря главком военно-морских сил Индии адмирал Суреш Мехта заявил, что Дели может пересмотреть формат военно-технического сотрудничества с Россией, если Москва продолжит оттягивать выполнение контракта по модернизации авианосца "Адмирал Горшков". По словам адмирала, Индия может "задуматься над тем, куда идут наши отношения в оборонной сфере".
На индийский рынок вооружений, как и ядерной энергетики, настойчиво проникают американцы. В этих условиях России следовало бы задуматься, как сохранить свои позиции. На практике, однако, происходит обратное. Взять недавний скандал, о котором писала пресса, когда индийцы отказались принимать подводную лодку, прошедшую модернизацию в Санкт-Петербурге, из-за скверно выполненной работы. В ответ российская сторона запретила импорт индийского чая, так как в индийском кунжуте якобы был обнаружен капровый жук, который, между прочим, ни в кунжуте, ни в чае, ни в подводных лодках не водится".
Руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск Владимир Филин также в свое время указывал на странные, мягко говоря, методы, используемые российскими продавцами оружия за рубеж:
"Военно-техническое сотрудничество России с рядом стран, с Сирией и Ираном, носит непрозрачный характер. С этими странами, а также, особенно, с Венесуэлой, это сотрудничество крайне коррупционно. В результате контракт с Ираном по 29 ЗРС "Тор-М1" был исполнен не за счет новых систем, а наполовину за счет систем, оставшихся после греческого контракта многолетней давности. Контракт с Венесуэлой на 100 тысяч автоматов АК-103 был исполнен со срывом сроков путем широкого использования комплектующих, оставшихся от других моделей автомата Калашникова еще с советских времен, которые подгонялись чуть ли не вручную.
С Сирией некоторое время назад вообще вышел скандал. Чтобы побудить сирийцев к большей сговорчивости в ходе переговоров, в рамках обмена разведывательной информацией, их умышленно "разводили", целенаправленно дезинформировали о якобы имеющихся у Израиля намерениях в скором времени напасть на Сирию. Дезинформация настолько напугала сирийцев, что они сами чуть не нанесли по
израильтянам превентивный удар, начав этим войну, в которой заведомо были обречены предстать агрессором и потерпеть поражение".