Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Люди смогут "выращивать запасные органы"

Новости науки и техники: Люди смогут "выращивать запасные органы"
Первооткрыватель экстракорпорального оплодотворения приветствует успехи в медицине.

Британский врач, который первым занялся выращиванием детей в пробирках, прогнозирует, что технология стволовых клеток сделает возможным выращивание запчастей для практически любой части человеческого тела.

По словам 82-летнего Роберта Эдвардса, новая отрасль регенеративной медицины позволит использовать собственные клетки пациента для выращивания сердца, печени и почек с собственным кровоснабжением для замены больных органов.

Эти достижения могут избавить от необходимости проведения операций по трансплантации и сделают возможной регенерацию тканей мозга и конечностей.

Уже проводятся исследования с целью понять, как некоторые ящерицы отращивают хвосты и как восстанавливаются некоторые виды мышей, кроликов и оленей.

"Мы знаем, что для человеческих генов такое возможно, так как это происходит с зародышем человека, - отметил Эдвардс. - Если на сроке беременности до трех месяцев у зародыша теряется палец, отрастает новый. Гены имеются, только нужно понять, как их задействовать".

"Когда мы начали эту работу в 1960-х, мы знали, что все это будет возможно... и результат не за горами. Самый большой камень преткновения - это деньги, но сейчас отрасль хорошо инвестируется и все быстро развивается".

В 1978 году клеточный биолог Эдвардс и его коллега Патрик Степто впервые в мире создали эмбрион с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

Ребенок, Луиза Браун, которой в июле исполнится 30 лет, сейчас является замужней женщиной. Ее сыну, зачатому естественным путем, уже 18 месяцев. Она стала пионером всемирной индустрии, с помощью которой у бесплодных пар родилось 1,5 млн детей.

Эдвардс опубликовал свой 40-страничный обзор успехов в биологии последних трех десятилетий вместе со своими прогнозами в журнале Reproductive BioMedicine Online. В статье он рассматривает последовательность ожидаемых новых открытий в клеточной биологии и работу над бластемами - группами стволовых клеток, способных расти и развиваться в органы и части тела.

Бластемы были обнаружены у зародышей человека. Однако после рождения они исчезают. Регенеративная медицина позволит применить генетическое "пусковое устройство" по отношению к тканям, чтобы клетки вырастали в необходимые части тела.

Некоторые ученые надеются научиться выращивать запасные органы на человеческом теле и изучают способности таких животных, как саламандра, производить бластемы во взрослом состоянии и "отпочковывать" новые конечности и хвосты.

Другие ученые будут создавать органы в лабораторных условиях, выращивая клетки в искусственных "матричных лесах", имитирующих форму органа.

Прогноз Эдвардса по поводу возможности выращивания новых частей тела совпал с заявлением Эллен Хебер-Кац, профессора Института Вистар в Университете Пенсильвании и одного из ведущих специалистов по регенеративной медицине, о значительном прорыве.

Она сообщила вчера, что ее группа выявила генетические характеристики, которые отвечают за регенерацию тканей у лабораторных животных.

При активации у генома человека эта способность может позволить телам восстанавливаться после гораздо более глубоких ранений, чем это возможно естественным путем, вплоть до хирургической ампутации. После восстановления не остается рубцов.

"Нас это очень интересует, - сообщила Хебер-Кац. - Возможно, мы сумеем реактивировать эту способность у людей с помощью медикаментов".

Исследователи, работающие с лабораторными "лесами", также сделали заявления по поводу стимуляции восстановления поврежденных пальцев.

"Мы оптимистично настроены, - отметил Стивен Бадилак, профессор Института регенеративной медицины МакГован в Питтсбургском университете, группа которого вырастила ткани мочевого пузыря, кожи и мускулов, которые уже используются при многочисленных операциях по восстановлению.

Несколько академических и коммерческих групп ученых по всему миру стремятся коммерциализировать технологию замены состарившихся или поврежденных частей человеческого тела.

Некоторые эксперты полагают, что когда-нибудь станет возможным использование такой технологии для продолжения жизни путем омоложения состарившихся частей тела. Джулия Полак, почетный профессор инженерии тканей и регенеративной медицины в Имперском колледже Лондона, утверждает, что испытания "запчастей" для человеческого тела уже проводятся. Они будут впервые использованы всего через несколько лет для лечения таких состояний, как паралич и слепота.

"Было бы здорово сделать старость менее болезненной и не такой неприятной", - отмечает Полак.