Российская Информационная Сеть
English   Контакты
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ
ТОП-дайджест  Хроника  Эксклюзив  Фоторепортажи  Личное мнение  Погода  Комментарии  Поиск  RSS  Интернет-радио  
 Топ 20 сегодня Топ 20 сегодня 
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
Катар продолжает импортировать газ своим соседямКатар продолжает импортировать газ своим соседям
далее топ дня...
 Фотожурнал: фото-топ за месяц, галерея всех фото Фотожурнал 
 Новости партнеров
 Топ новости разделов сегодня Топ новости разделов 
В Астане проходит саммит ШОСВ Астане проходит саммит ШОС
Катар продолжает импортировать газ своим соседямКатар продолжает импортировать газ своим соседям
В Марокко были найдены самые старые останки Homo sapiensВ Марокко были найдены самые старые останки Homo sapiens
Шельфовый ледник в Антарктиде трещит по швамШельфовый ледник в Антарктиде трещит по швам
Apple представила новые умные колонки HomePodApple представила новые умные колонки HomePod
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
В Индии вспыхнули беспорядки из-за убийства фермеровВ Индии вспыхнули беспорядки из-за убийства фермеров
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
Дружба с экс-возлюбленными вызывает психические расстройстваДружба с экс-возлюбленными вызывает психические расстройства
Ариана Гранде и другие звезды выступили в МанчестереАриана Гранде и другие звезды выступили в Манчестере
далее...
 Личное мнение Личное мнение 

 Новости о знаменитостях Знаменитости 
Новость: 18 августа 14:54: Слухи о закрытии передачи «Давай поженимся»Слухи о закрытии передачи «Давай поженимся»

Новость: 19 августа 17:35: Муз-ТВ спровоцировало флэшмоб среди популярных поп-исполнителей и актёровМуз-ТВ спровоцировало флэшмоб среди популярных поп-исполнителей и актёров


 Заплатим за ваше мнение!
Получайте до 1,5 долларов за каждую заполненную анкету!



 Новости экономики Новости экономики 
6 июня, 09:53

Перед Украиной стоит сложный выбор: война или мир с Россией

Новости экономики: Перед Украиной стоит сложный выбор: война или мир с Россией
Сегодня 6 июня президент Виктор Ющенко примет участие в Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Во время второго президентского срока Путина этот форум служил способом демонстрации выгод, которые получат страны бывшего СССР, соцлагеря и страны ЕС в случае проведения лояльной к российским интересам политики. Это также возможность показать свою доминирующую роль на постсоветском пространстве.

Не исключено, что на форуме Украину поставят перед четким выбором: или Киев продолжает курс, который рассматривается Кремлем как вражеский со всеми "отрицательными последствиями" в виде территориальных претензий и политико-экономического давления, или возвращается в фарватер внешней политики Путина, как это уже сделала Молдова и Беларусь.

Перед украинским руководством будет стоять сложный выбор: пойти на риск обострения отношений с Россией ради долгосрочных интересов, или снова пойти на тактические уступки, чтобы иметь "свободные руки" или даже поддержку в ходе новых избирательных кампаний.

Автору кажется важным в этой ситуации показать, пользуясь методологией неореалистического подхода к анализу международной политики, какие угрозы и возможности открываются перед Украиной в этой ситуации.

Итак, какие меры дипломатического, военного, политического и экономического характера Россия применяет и будет продолжать применять к странам так называемого "ближнего зарубежья", в частности Украине? И, соответственно, какие риски и возможности сотрудничества открываются перед Украиной?

Первая тенденция

Через 17 лет после распада СССР Россия возвращается на арену европейской политики и дипломатии как большое государство, прежде всего благодаря своим нефти и газу.

Россияне активно развивают, если пользоваться марксистской терминологией, "базис" своей новой дипломатии: создают энергетические и экономические интеграционные проекты, в которые вовлекаются национальные политические элиты, самые большие финансово-промышленные группы других стран.

Примером является создание консорциума "Газпрома" и немецкого концерна BASF по строительству "Северного потока" на основе межправительственного российско-германского соглашения. На стадии реализации еще два проекта: с итальянской ENI по строительству "Южного потока" и французской Total по разработке Штокмановского месторождения газа. Все эти проекты подкреплены политическими договоренностями на уровне руководства этих стран и России.

На постсоветском пространстве примерами, правда в значительно меньших масштабах, является покупка белорусской, армянской и молдовской газотранспортных систем, контроль над трубопроводами системы "Средняя Азия - Центр", деятельность "РосУкрЭнерго" и "УкрГазЭнерго" в Украине на протяжении 2006-2007 годов.

Таким образом, создается в сильных и развитых государствах благосклонность и заинтересованность в тесном сотрудничестве и даже партнерстве с Россией и в слабых государствах - зависимость и лояльность от настроений и планов российского руководства.

Существование такой стратегии прекрасно иллюстрируют слова одного из ближайших соратников Путина и "мозговых центров" российской власти вице-премьера Игоря Шувалова, высказанные на 7-м саммите Совета государств Балтийского моря: "Игорь Шувалов привел пример Германии, с которой Москва наладила "необходимый политический диалог, создавший условия для взаимного инвестирования": "По вопросам энергобезопасности мы проводим диалог именно с Германией. Мы считаем, что это тот партнер, который может быть для нас абсолютно надежным и может обеспечивать надежность в рамках ЕС".

Блокирование Германией, Францией и Венгрией вопроса предоставления Украине и Грузии Плана действий относительно членства в НАТО на Бухарестском саммите продемонстрировало, что энергетическая интеграция и так называемое "привилегированное партнерство" приносит России хорошие плоды.

И Россия не собирается останавливаться на достигнутом: можно прогнозировать, что ее интересы вскоре будут защищаться такими членами НАТО и ЕС как Греция и Италия, которые должны выиграть от строительства "Южного потока".

В перспективе, политика России в Европе будет приводить к дальнейшему ослаблению внутренней консолидированности ЕС: так называемая совместная внешняя и политика безопасности будет все чаще использоваться для прикрытия пророссийской политики самых мощных государств Союза.

Остается только дождаться саммита Россия - ЕС, который пройдет в Ханты-Мансийске 26-27 июня, когда "привилегированные партнеры" Кремля будут продавливать ее интересы в новом усиленном Соглашении о стратегическом партнерстве ЕС - Россия.

В противоположность удачному опыту применения этой стратегии в западной Европе, пример сотрудничества с Беларусью с 1996 года и с Украиной в 2003-2004 годах и 2006-2007 годах, убедил россиян в том, что без энергетически-экономического базиса, без вхождения российского капитала в уязвимые сферы экономики, без создания констелляции лояльных и популярных политических сил, без интеграции населения в культурно-информационное пространство России любая политическая программа интеграции, любые политические обязательства России перед партнерами не принесут желаемых результатов.

Какие последствия для Украины будет иметь продолжение описанной политики? Дело в том, что именно на этой основе создается "надстройка" - стойкая международно-правовая база и стойкие межэлитные связи, которые позволяют России реализовать и защищать свои национальные интересы.

Параллельно разрушается система договоров, закреплявших статус России как слабого государства (например, установление моратория на выполнение ДОВСЕ), и договоров, которые констатировали формально-равноправный статус России в отношениях с бывшими провинциями - республиками СССР. В этом контексте следует ожидать пересмотра Россией системы договоров как в рамках СНГ, так и в двусторонних отношениях.

В частности, пересмотра Договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной, ратифицированного Россией в 1999 году. И то, что Государственная дума 4 июня подала президенту и правительству РФ предложение рассмотреть возможность выхода России из Договора, следует рассматривать не только как пропагандистский шаг или провокацию, но и подготовку позиций для новых переговоров с Украиной относительно содержания этого документа.

Поскольку выход из Договора будет возможным в 2009 году, предмет переговоров относительно его пересмотра Россия также попробует использовать для влияния на внутреннюю ситуацию в Украине во время очередных президентских выборов.

Например, украинскому руководству под видом нового "формально-равноправного" договора будет навязываться неприемлемый документ, чтобы спровоцировать жесткий ответ, а значит и информационную войну. Или одному из кандидатов, который будет занимать высокую государственную должность предложат подписать новое соглашение в обмен на определенные стратегические уступки.

Вторая тенденция

Россия все больше внимания будет уделять военно-политической составляющей своей безопасности и военным средствам достижение целей, в том числе превентивным средствам.

У этого есть объективная и субъективная причины. С одной стороны, Россия не может не перевооружаться в то время как это активно и интенсивно делают его соседи-соперники - США и Китай.

Несуществующей пока противоракетной обороне США Россия собирается противопоставить модернизованные средства доставки оружия массового уничтожения, сохраняя таким образом, стратегически-ядерный паритет в отношениях с Вашингтоном и стратегическое преимущество в отношениях с Пекином.

С субъективной точки зрения, именно превентивные действия военного или квазивоенного характера (как, кстати, показали последние события с увеличением "миротворческого контингента" в Абхазии) являются таковыми, что могут создавать благоприятные условия, лучшие позиции для российской дипломатии.

Именно фактор силы служит главным сдерживающим фактором от возникновения новой войны между Азербайджаном и Арменией. Именно Организация договора по коллективной безопасности служит для России противовесом экспансии Китая в Средней Азии, позволяет России позиционироваться важным партнером НАТО в ходе операции "продолжающаяся свобода" в Афганистане.

Как квазивоенные действия в дипломатических целях следует рассматривать и недавнее заявление руководства ЧФ об увеличении военного контингента на территории Украины. Итак, применение фактора силы рассматривается российской дипломатией как "разрешенный" инструмент для ограничения независимого внешнеполитического курса Украины.

Третья тенденция

В Европе растет "запрос" на Россию как противовес США и как гаранта стабильности на Кавказе и в Центральной Азии.

Европейским политикам импонирует прагматический подход российского руководства к поддержанию баланса сил в каспийском регионе и недопущении ни усиления США, ни Ирана или Китая. Именно такая политика отвечает интересам европейских компаний.

"Слабое место" Кремля

У России нет транснациональной идеологии, какой-то своей идеологии, которая была бы хотя бы определенным образом привлекательной определенным группам населения в других государствах.

СССР проиграл Западу идеологическую борьбу уже в период "разрядки" в 1970-ых гг. прошлого столетия. Попытки идеологического влияния России в Украине, Молдове, Беларуси и определенным образом Молдове базируются на эксплуатации и реанимации вымирающей советской исторической памяти.

Тогда как внутри своей страны, российское руководство имплантирует эти реликты в идеологию построения сильного, авторитарного национального государства.

Именно это разногласие и приводит к тому, что деятели, поддерживающие российские информационные и культурные соревнования в постсоветских странах выглядят как проводники идеи включения новых государств в российский политический проект, конечно, в роли "периферии" и "питательного материала".

Элитам, отстаивающим независимость, отдельность своих государств, в этих условиях не надо прилагать особые усилия, чтобы вытеснять таких деятелей и такие силы на маргинес и объявлять их "пятой колонной". Со всеми вытекающими отсюда следствиями для эффективности и восприятия российской политики в Украине.

Поэтому в этих условиях российским политикам предлагается два пути:

или поддержка проектов, которые будут усиливать расхождения в соседних обществах, будут создавать новые деления и будут дробить сторонников национальной отдельности, с надеждой на то, что сторонники реинтеграции в России в этой дискредитированной среде выйдут на первый план (Украина);

или открыто поддерживать и стимулировать проекты, которые будут развивать очевидные связи родственности этих обществ с Россией (языковые, региональные) с надеждой, что со временем унитарные государства под давлением демократических требований "снизу" перейдут к федерализму, и число "пророссийских" субъектов федерации позволит направлять федеральную политику в благоприятном для Кремля направлении (Молдова, Украина).

Итак, учитывая обозначенные тенденции во внешней политике России, на мой взгляд, можно выделить такие риски и возможности для внешнеполитического курса Украины в сфере защиты национальных интересов в двусторонних отношениях с Россией.

Риски и возможности для Украины в энергетическом измерении

Украина уже который год балансирует между двумя лагерями: поставщиков и потребителей. Опыт игнорирования интересов Польши и Литвы в энергетической сфере партнерами в ЕС показывает уязвимость солидаризирования с более мощными потребителями - странами ЕС.

Напрасно надеяться, что ради украинских интересов ЕС будет давить на Россию с целью ратификации последней Энергетической Хартии.

Наоборот, самые большие государства ЕС (Франция, Германия, Италия) и государства, которые остаются чрезвычайно зависимыми от снабжений "Газпрома" (Австрия, Словакия, Болгария и Латвия) сейчас блокируют предложенную Еврокомиссией реформу перерегулирования газового сектора, которая заключается в отделении магистральных газопроводов в отдельную область, что создало бы предпосылки для снижения цен на газ и устранение монопольных позиций больших энергокомпаний, а также ограничение доступа иностранных компаний на внутренние газовые рынки.

Для Украины важно то, что это означало бы ослабление газпромовского лобби в Европе и создало бы прецедент, на который могло бы опираться на переговорах правительство и "Нефтегаз Украины". Окончательное голосование по реформе должно состояться в Брюсселе уже 6 июня.

Более того, готовность Евросоюза закупать в ближайшем будущем среднеазиатский (туркменский) газ по высоким ценам означает автоматический рост цены и для Украины.

Это также потенциально создает угрозы для недоснабжения туркменского газа Украине и так или иначе будет подталкивать к закупке российского газа по еще большей цене.

С другой стороны, нежелание России открывать другим странам, в том числе Украине, доступ к нефтегазовым месторождениям и магистральным трубопроводам, которые ведут в Центральную Азию, делает призрачными планы объединения с ней ради обеспечения энергетической безопасности.

Поэтому в краткосрочной перспективе, учитывая неминуемый рост цен на газ до среднеевропейского уровня, Украина, на мой взгляд, должна занять меркантилистскую позицию: то есть, отказаться от слабой, изоляционной транзитной политики.

Тарифы на транспортирование и сохранение газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) также должны чуть-чуть уступать европейским. С другой стороны, Украина должна быть готовой предоставлять преференции компаниям, в том числе Газпрому, если те будут инвестировать в модернизацию и строительство новых газопроводов и расширение ПХГ. Только такой подход позволит избежать долговой ямы и поддерживать ГТС в удовлетворительном эксплуатационном состоянии.

Параллельно, Украина при поддержке своих партнеров в Центрально-Восточной Европе должна заняться проектом снабжения нефти и сжиженного газа из Азербайджана, Средней Азии и Северной Африки (Египет, Алжир, Ливия).

Риски и возможности для Украины в военном измерении

У Украины на сегодняшний день нет никаких рычагов влияния на вывод Черноморского флота из Севастополя, и если говорить шире и откровенно, - из Крыма. Такой настоящий рычаг как действительное членство в НАТО можно рассматривать, к сожалению, только теоретически.

Хотя в случае вступления Украины в Альянс у России уже не было бы соблазна использовать разные, в том числе силовые рычаги давления на Украину с целью сохранения своего военного присутствия. Поэтому в долгосрочной перспективе альтернативу членству в НАТО как противовеса силовому давлению России, к сожалению, сложно предусмотреть.

Как показывают события в Грузии, Приднестровье, Кремль склонен использовать силовые рычаги, особенно по отношению к слабым государствам. Вдобавок, ЧФ в Крыму это еще и дополнительная гарантия для "Южного потока", который планируется проложить в экономической морской зоне Украины.

Несимметричным ответом на этот риск может быть переведение отношений аренды Севастопольской базы, других объектов ВМФ России в Крыму в плоскость рыночных арендных отношений.

Только по приблизительным подсчетам стоимость расположения флота в Украине в 2006 для России составляла бы до 2,5 млрд. евро. В 2009 году эта цифра по понятной причине будет значительно выше.

Это сумма, превышающая оборонительный бюджет Украины, и которую можно использовать для укрепления Вооруженных сил Украины до того уровня, при котором любые силовые сценарии для России на территории Украины становились бы "нерентабельными".

И если Россия осознает, что своими руками будет строить украинскую армию как противовес собственной группировкам, она откажется от логики противостояния и предложит модель военно-политического сотрудничества.

При этом, неподкрепленные системой мероприятий претензии Украины по прекращению размещения базы ЧФ в Севастополе после 2017 года только ухудшит положение украинских государственных институтов и ситуацию безопасности в городе и Крыму.

Уже сейчас пророссийскими политологами и экспертами в Украине всерьез обсуждаются сценарии провоцирования украинской власти на жесткую реакцию на общественный протест жителей Севастополя. Мол, тогда Киев сделает все сам для того, чтобы севастопольцы обратились за помощью к России, а силы ЧФ вмешались в качестве "миротворческих"...

Риски и возможности для Украины в информационном измерении

У украинского государства достаточно регулятивных рычагов, чтобы мониторить и корригировать контент теле- и радио эфира. Проблема состоит низкой конкурентоспособности украинского контента массовых коммуникаций - телепространство, кинопроизводство, книгоиздательство, пресса.

Очевидно, государство должно уделять больше внимания и средств на развитие качественного продукта, который сможет конкурировать с российскими или заимствованными образцами.

Что же касается мероприятий ограничительного характера, то их действительно нужно принимать, однако с демонстрацией полной консолидированности позиций ключевых органов власти и при соответствующей поддержке большинства в парламенте.
[Читать все комментарии] [Напечатать новость]
http://www.inosmi.ru
  Комментарии к новости 
[Добавить комментарий]

Комментариев к этой новости пока нет. Добавьте первым свой комментарий!
[Добавить комментарий]
 Хроника новостей: Новости экономики Хроника новостей 
Сбербанк снизил ставки по жилищной ипотеке

10 августа 15:10
Китай опережает страны по возобновляемым источникам энергии

18 июля 16:50
Доллар упал против основных валют

18 июля 13:15
Экономический рост Китая остается стабильным

17 июля 14:21
Китай сократил импорт угля из Северной Кореи

13 июля 17:24
Катар увеличит добычу природного газа

10 июля 12:35
ВВС США потребовали от Конгресса финансирования для модернизации A-10

14 июня 10:50
Филиппины оставят Катар без рабочих

9 июня 13:01
Китайская корпорация построит Египту новую столицу

9 июня 11:31
Катар продолжает импортировать газ своим соседям

9 июня 09:41
В Индии вспыхнули протесты из-за высоких налогов на товары для женщин

26 мая 11:38
В Ульяновске запускают первый в России ветряной парк

22 мая 15:34
Госсистема "Лес" увеличит прибыль в бюджет в 6 раз

19 мая 15:19
Первый паром из КНДР прибыл во Владивосток

18 мая 10:44
Старейший в России ламповый завод готовится выйти на международный рынок

16 мая 16:54
Си Цзиньпин готов обнародовать великий экономический план

12 мая 10:16
Полеты Boeing 737 MAX приостановили из-за проблем с двигателями

11 мая 12:35
Туристы из Берлина помогали финансировать ядерную программу КНДР

11 мая 10:31
Крупнейший китайский авиалайнер совершил первый полет

5 мая 15:01
Индия ввела санкции против Северной Кореи

2 мая 13:43
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США

26 апреля 13:34
Украина прекратила подачу электроэнергии в Луганск

25 апреля 15:29
Евразийский экономический союз берет курс на расширение

14 апреля 14:43
NASA показало огромный рост городов Индии (видео)

14 апреля 10:40
Россия готова захватить американскую нефтяную компанию

11 апреля 12:53
Компании отказываются строить стену на границе с Мексикой

5 апреля 10:51
Мексика обновит соглашение о свободной торговле с ЕС

4 апреля 12:51
Российский Сбербанк продал свой бизнес на Украине

28 марта 14:39
Мексика пригрозила выйти из торгового соглашения с США и Канадой

24 марта 11:51
Крымские предприятия привлекаются к строительству моста через Керченский пролив

13 марта 15:34
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 >> 991
 Главная новость дня Главная новость дня 
Слухи о закрытии передачи «Давай поженимся» Слухи о закрытии передачи «Давай поженимся»
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Пора ли продавать акции Apple? Пора ли продавать акции Apple?
 
  Топ новостей Опросы 
 Фоторепортажи: новости с подборкой фотографий Фоторепортажи 
Николас Кейдж сломал ногу во время съемок
Николас Кейдж сломал ногу во время съемок
68-летняя Пугачева показала свои морщины (фото)
Вуди Харрельсон бросил курить траву
Драматический режиссер Прошкин впервые снял комедию
 Новости партнеров
 Новости дня Новости дня 
 
  Copyright © RIN 2000-
* Обратная связь
Контактная информация  
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ