В Африке проложили новую железную дорогуВ Африке проложили новую железную дорогу
Дональд Трамп переворачивает мир с ног на головуДональд Трамп переворачивает мир с ног на голову
Трамп использует Тайвань в качестве разменной монеты с КитаемТрамп использует Тайвань в качестве разменной монеты с Китаем
Сегодня в Киргизии общенациональный траурСегодня в Киргизии общенациональный траур
Рок-группа U2 решила отложить выпуск своего нового альбомаРок-группа U2 решила отложить выпуск своего нового альбома

Гусеницы-зомби охраняют ос-паразитов (видео)

Новости общества: Гусеницы-зомби охраняют ос-паразитов (видео)
Новорождённая личинка осы заставляет охранять себя гусеницу, из тела которой она только что "вылупилась". Нет, это не фильм ужасов. И не культ вуду. И даже не банальный гипноз.

На научную фантастику тоже не тянет, ведь это данные уважаемых в научном сообществе биологов. Так, может быть, природа придумала свой особый вид биологического оружия?

О странном поведении животных, атакованных паразитами или просто обманутых, известно много необычных фактов. К примеру, черви заставляют кузнечиков топиться в воде, а муравьёв - становиться лёгкой добычей для птиц, мухи вынуждают сверчков прекратить свои трели, а бабочки принуждают муравьёв вынашивать своё потомство.

В очень многих случаях биологи до сих пор не смогли выяснить, каким образом паразит влияет на своего хозяина. Хотя более-менее ясно, что происходит, если паразит поселяется в его теле. Он изменяет различные химические реакции внутри организма хозяина, что, естественно, сказывается на поведении "атакованного". Учёные предполагают, что даже человек подвержен такому влиянию.

Но как осам-паразитам рода Glyptapanteles удаётся управлять гусеницами уже после того, как они выйдут из их тела? Мистика? Вряд ли. Должно же быть какое-то научное объяснение.

Впрочем, обо всём по порядку. Учёные из университета Амстердама и бразильского федерального университета Висозы обнаружили, что паразиты способны манипулировать своим хозяином на расстоянии и тем самым повышать свои шансы на выживание почти в два раза.

Самка осы отыскивает гусеницу пяденицы Thyrinteina leucocerae и откладывает непосредственно в тело ничего не подозревающей жертвы около 80 яиц.

Личинки насекомого развиваются внутри хозяина, питаясь жидкостью, циркулирующей в его теле. Затем прогрызают себе выход наружу, закрепляются на близлежащей ветке или листе и создают вокруг себя кокон.

Как правило, в таких ситуациях хозяин сразу же погибает. Но осам этого, видимо, недостаточно. И тут начинается самое интересное.

Всё ещё живая гусеница ведёт себя так, будто личинки до сих пор контролируют её поведение. Вместо того чтобы продолжить своё мирное существование (пойти поесть, например), пяденица остаётся на месте и выгибается дугой над коконом, охраняя его от посягательств со стороны.

Фактически гусеница-зомби остаётся живой в течение всей стадии окукливания ос. Почти одновременно с "вылуплением" взрослых насекомых особь Thyrinteina leucocerae погибает.

"Мы точно не знаем, что именно убивает бывших хозяев паразитов, но, несомненно, это как-то связано с окончанием стадии куколки у ос", - говорит один из исследователей, доктор Арне Янссен.

Чтобы подтвердить гипотезу о манипулировании гусениц осами, энтомологи провели в лабораторных условиях следующий эксперимент.

Учёные позволили осам заразить гусениц личинками. Затем, когда "новорождённые" вышли из тел пядениц и сформировали коконы, они отделили часть гусениц и заменили их здоровыми. А чтобы те не "сбежали", их закрепили на стебле гусеничным клеем.

Затем "на сцене" появлялся клоп щитник, который в дикой природе охотится на коконы ос. Оказалось, что 17 из 19 заражённых пядениц при появлении клопа начинали трясти головой во все стороны и, в конце концов, стряхивали хищника с ветки или обращали его в бегство.

В то же время незаражённые особи не замечали щитника, даже если он забирался на них самих. Чтобы проверить, отражается ли подобное поведение на выживании коконов ос, биологи поместили 400 заражённых гусениц на деревья гуавы и эвкалипта, которые растут на территории университетского городка бразильского университета. Примерно через сутки личинки должны были выйти из тел хозяев. Как только коконы закрепились на близлежащих листьях и ветках, исследователи убрали половину "охранников".

В результате коконов, которые были защищены гусеницами-зомби, осталось почти в два раз больше, чем тех, что оказались без присмотра. Все цифры и графики можно посмотреть в статье, опубликованной в открытом доступе в журнале PLoS ONE.

Теперь ясно, что гусеницы от ос никакой выгоды не получают. Но по-прежнему остаётся непонятным, каким образом паразитам удаётся управлять пяденицами.

"Мы предполагаем, что несколько отложенных яиц ос жертвуют собой, чтобы помочь выжить всем остальным", - подводит предварительный итог Янссен в пресс-релизе университета Амстердама.

Препарирование мёртвых гусениц показало, что в теле пядениц остаются одно или два яйца, которые, судя по всему, и управляют хозяевами в период окукливания остальных особей.

Говорят, ещё Дарвин считал, что существование таких паразитов, как Glyptapanteles, противоречит одному из центральных постулатов естественной теологии, рассматривающей изучение природы как путь к демонстрации благонамеренности Бога, пишет membrana. Он не мог убедить себя в том, что Бог мог создать насекомых, которые питаются телами живых гусениц.

MIGnews.com http://www.mignews.com