Российская Информационная Сеть
English   Контакты
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ
ТОП-дайджест  Хроника  Эксклюзив  Фоторепортажи  Личное мнение  Погода  Комментарии  Поиск  RSS  Интернет-радио  
 Топ 20 сегодня Топ 20 сегодня 
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
Катар продолжает импортировать газ своим соседямКатар продолжает импортировать газ своим соседям
далее топ дня...
 Фотожурнал: фото-топ за месяц, галерея всех фото Фотожурнал 
 Новости партнеров
 Топ новости разделов сегодня Топ новости разделов 
В Астане проходит саммит ШОСВ Астане проходит саммит ШОС
Катар продолжает импортировать газ своим соседямКатар продолжает импортировать газ своим соседям
В Марокко были найдены самые старые останки Homo sapiensВ Марокко были найдены самые старые останки Homo sapiens
Шельфовый ледник в Антарктиде трещит по швамШельфовый ледник в Антарктиде трещит по швам
Apple представила новые умные колонки HomePodApple представила новые умные колонки HomePod
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
В Индии вспыхнули беспорядки из-за убийства фермеровВ Индии вспыхнули беспорядки из-за убийства фермеров
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
Дружба с экс-возлюбленными вызывает психические расстройстваДружба с экс-возлюбленными вызывает психические расстройства
Ариана Гранде и другие звезды выступили в МанчестереАриана Гранде и другие звезды выступили в Манчестере
далее...
 Личное мнение Личное мнение 

 Новости о знаменитостях Знаменитости 
Новость: 16 июля 18:14: Айза Долматова рассказала правду о своем бойбфрендеАйза Долматова рассказала правду о своем бойбфренде

Новость: 29 июля 16:01: Звездная Coca-Cola - самый яркий летний хит на Europa Plus LiveЗвездная Coca-Cola - самый яркий летний хит на Europa Plus Live


 Заплатим за ваше мнение!
Получайте до 1,5 долларов за каждую заполненную анкету!



 Новости общества Новости общества 
Страница 1 из 219 июня, 12:28

Человеческий фактор авиакатастроф

Новости общества: Человеческий фактор авиакатастроф
Новости по теме:
По просьбе Esquire корреспондент отдела преступности газеты "Коммерсант" Сергей Дюпин выяснил, что скрывается за понятием "человеческий фактор", которым принято объяснять каждую авиакатастрофу.

Внимание, черный ящик

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследовавшего все авиакатастрофы на территории бывшего СНГ, причиной почти 90% этих ЧП признали "человеческий фактор". Каждая трагедия в воздухе не похожа на остальные, но их общая схема, оказывается, типична: попав в сложную ситуацию (обычно из-за ухудшения погоды или неисправностей самолета), экипаж совершает нелогичные и странные действия. Из отчетов МАК следует, что пилоты путаются в показаниях приборов, теряют ориентацию в пространстве, не замечают налипшего на крыльях льда или, наклонив машину, приводят ее в такое положение, в котором не удержится даже истребитель. Ошибки разбившихся летчиков сотрудники МАК объясняют чаще всего низкой квалификацией, но как раз этот их вывод и вызывает сомнения.

Почему, например, опытный пилот игнорирует ключевой параметр полета - скорость? Ее допустимые значения для разных режимов полета подробно расписаны в "Руководстве по летной эксплуатации самолета" (РЛЭ) - книге, которую летчики знают буквально наизусть. "Лучше потерять жену, чем скорость" - эту заповедь всякому авиатору начинают вдалбливать в голову еще в училище. Поэтому, когда в потере скорости обвиняют пилота с 30-летним стажем, командира, инструктора, отличника и передовика, это кажется более чем странным. Между тем странность эта легко объяснима с точки зрения других экспертов - врачей.

"Атеросклероз аорты, атеросклеротический кардиосклероз, атеросклероз сосудов головного мозга, узловой эутериидный зоб щитовидной железы, хроническая тугоухость на оба уха..." - читая этот перечень в медицинской карте, представляешь себе инвалида, доживающего последние дни в отделении кардиореанимации.

На самом деле речь идет о втором пилоте пассажирского самолета Ту-154 N 612 авиакомпании "Пулково" (нынешняя ГТК "Россия"), 60-летнем Владимире Онищенко. Чуть лучше, с точки зрения медицины, чувствует себя его командир - 49-летний Иван Карагодин. КВС (командир воздушного судна. - Esquire) беспокоят только атеросклероз аорты, зоб щитовидки и избыточная масса тела. Самый здоровый в экипаже 612-го - 23-летний пилот-стажер Андрей Ходневич; в его медкарте говорится лишь об ожирении. Перечислив недуги пилотов, специалисты врачебной летной экспертной комиссии (ВЛЭК) компании "Пулково" сделают вывод об их годности "к работе в качестве линейных пилотов". Через несколько месяцев эти летчики погибнут на своих рабочих местах, в пилотской кабине. Вместе с ними разобьются остальные семеро членов экипажа и 160 пассажиров, среди них 39 категории "РБ" и 6 категории "РМ". Так в гражданской авиации для удобства расчетов веса обозначаются, соответственно, Ребенок Большой и Ребенок Маленький.

Пулковский борт 612 вылетел из Анапы в Санкт-Петербург днем 22 августа 2006 года. Еще на земле летчиков предупредили о сложных метеоусловиях на маршруте - над Донецкой областью образовался холодный атмосферный фронт с грозами, ливнями, вихрями и градом. Облака, по данным синоптиков, поднимались до 12 км (для Ту-154 это предельная высота), а местами и выше. Экипаж рассчитывал обойти их сверху или сбоку с помощью украинских диспетчеров, которые должны были сопровождать борт над своей территорией. Однако уже в полете выяснилось, что у диспетчеров из Харькова сломался метеолокатор, а их система управления самолетами "Юлия" вообще не может следить за погодой; в итоге питерский самолет угодил в самый центр грозового фронта.

Пытаясь подняться над облаками, управлявший машиной Иван Карагодин стал набирать высоту. Одновременно он старался погасить болтанку движениями штурвала вперед-назад. Из-за энергичных манипуляций пилота самолет, как говорят летчики, "подхватило", и машина, задрав нос, устремилась вертикально вверх. На отметке 12800 м два из трех ее двигателей заглохли, самолет на мгновение замер в положении "свечка" и тут же стал быстро снижаться в спиральном, уже неуправляемом полете.

За всю историю авиации из плоского штопора, в котором оказался Ту-154, не вышел ни один пассажирский самолет.

Не сумели спастись и пилоты 612-го. Его падение продолжалось 2,5 минуты. Как установят позже специалисты МАК, все это время командир Карагодин упрямо тянул штурвал на себя. Его напарники - сидевший в кресле второго пилота Андрей Ходневич и уступивший ему место Владимир Онищенко - не вмешивались в происходящее. Непосредственно перед столкновением с землей стажер Ходневич, проработавший в компании "Пулково" три месяца, крикнул: "Не убивайте, дяденьки!". Фраза была зафиксирована речевым самописцем.

"Управлявший машиной командир не понимал физической сущности полета", - комментирует обстоятельства донецкой катастрофы летчик-испытатель Летно-испытательного института им. Громова Владимир Бирюков.

На больших высотах в разреженном воздухе снижается подъемная сила и тяга двигателей самолета. Из-за этого возможны колебания носа, которые только усиливаются, если пилот совершает резкие движения штурвалом. В подобной ситуации летчик должен в первую очередь набрать скорость. Командир Карагодин не сделал этого; его действия, говорит Владимир Бирюков, были "абсолютно неправильными".

"Пилот должен был отклонить штурвал от себя, добавить режим работы двигателей вплоть до взлетного и идти сквозь облака, - продолжает испытатель. - Да, полеты через грозовой фронт запрещены, но экстренное снижение давало ему реальный шанс набрать скорость и удержать машину в воздухе, в то время как снижение скорости на подъеме означало неминуемую гибель. Потеря нескольких сотен метров высоты показалась летчику более опасной, чем сваливание самолета в штопор. Поэтому я считаю, что подготовлен он был на двойку".

Вряд ли кто-то в отечественной авиации решится спорить с авторитетнейшим испытателем Бирюковым. Однако всего за год с небольшим до гибели технику пилотирования Карагодина проверяли его летные руководители, и он получил не двойку, а оценку 5 (отлично). Пилот-инструктор 1-го класса, он впервые поднялся в воздух в 1976 году, налетав за 30 лет без малого 13 тысяч часов. Иначе говоря, провел за штурвалом около полутора лет своей жизни, причем половину этого времени - на Ту-154. Трудно поверить, что командир мог не читать РЛЭ к Ту-154, в котором четко перечислены действия пилота при попадании в зону турбулентности: отключить автопилот, выставить режим работы двигателей выше номинального, приборную скорость - 500 км/ч и управлять самолетом, держа штурвал в "полузажатом состоянии", то есть не совершая им резких движений.

Почему опытнейший КВС 612-го нарушил едва ли не все пункты этой инструкции, пыталась выяснить Надежда Якимович, известный авиапсихолог, принимавшая участие в большинстве расследований МАК. Она изучила результаты теста СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности. - Esquire), который Иван Карагодин - тогда еще претендент на должность командира экипажа - проходил в 2001 году. В этом тесте испытуемому предлагается ответить на несколько сотен вопросов: "Боитесь ли вы тараканов?", "Рассматриваете ли по утрам свой стул?" и т.д. Обработав ответы, врач составляет так называемый профиль личности, состоящий из 10 колонок-столбиков. Высота каждого из столбиков колеблется от 0 до 100 баллов и наглядно показывает, насколько выражена та или иная особенность психики; гармонично развитый и психически устойчивый человек по СМИЛ - это линия, стремящаяся к горизонтальной прямой на уровне 50 баллов.

"Я отметила заостренные пики порядка 60 баллов по 4-й, 6-й и 2-й шкале, - объясняет Надежда Якимович. - К пику N 4, который говорит о стремлении человека к лидерству, самоутверждении, демонстрации своего превосходства, о склонности к браваде и неоправданному риску, я бы отнеслась спокойно. У командиров шкала лидерства часто превосходит средние значения. Однако сочетание четвертого пика с N 6 и N 2 меня насторожили. Один из них свидетельствует о фиксациях на пережитых когда-то негативных эмоциях, злопамятности, подозрительности и недоверии к людям; второй - о пессимизме, мрачных мыслях, утрате жизненной активности и интересов. Личность в целом получилась дисгармоничной. Именно такие люди склонны к быстрым переходам в дефектные режимы работы психики. В экстремальных условиях иногда обостряются черты личности, которые достаточно выражены, и в обычных условиях выглядят как пики на графике СМИЛ".

Добавим сюда результаты последнего психологического тестирования, которое командир проходил в 2005 году уже по собственной инициативе. В тесте "Лабиринт" (на координацию и способность к упреждающим действиям) летчик тогда показал низкий результат; в тесте РДО (реакция на движущийся объект) - упустил 18 объектов из 30. Надежда Якимович считает, что низкие результаты даже по одному из этих тестов должны были насторожить врачебную комиссию - они свидетельствуют о замедлении сенсомоторных реакций.

Впрочем, не все ее коллеги соглашались с этим выводом. Врачи "Пулково" настаивали, что результаты тестов укладываются в общепринятую норму 30-70 баллов, а следовательно, повода для дополнительной проверки не было. Центральная российская ВЛЭК направила в МАК письмо о том, что на должность КВС Карагодина рекомендовали справедливо ("выдвинув на первый план деловые качества и стремление к лидерству"). Тогда, учитывая разногласия среди авиапсихологов, комитет заказал независимую экспертизу медицинских документов гражданским врачам из Московской психиатрической больницы N 13. Ее результаты оказались и вовсе удручающими: саму методику, принятую в авиапсихологии, психиатры признали не вполне достоверной.

"Высокий уровень интеллекта" позволил летчику "успешно манипулировать результатами исследования", чтобы "улучшить представление о себе". "Динамика свидетельствует о снижении активности, нарастании депрессивных тенденций, социальной отгороженности и физиологической регрессии" - читаем мы в заключении, поступившем из 13-й больницы. Процесс, принявший "патологический характер" и имеющий "признаки нарастающей энцефалопатии", довел пилота до "усталости, опустошенности и разочарования". Подобные изменения психики "могли быть связаны с сердечно-сосудистой патологией или хронической алкогольной интоксикацией", причем "данные особенности пилота могли оказать серьезное влияние на его поведение в стрессовой ситуации".

На самом деле, нарисованный выше психологический портрет Карагодина вполне соответствует его поведению в последнем полете. Получив сообщение о сложных метеоусловиях, он разыгрывает перед подчиненными роль аса ("пик N 4"): демонстративно расстегивает ремень безопасности, сажает рядом с собой стажера и начинает рассказывать байки о том, как грамотно "посылать на хер" врачей из разных медкомиссий. Настроение командира меняется после того, как диспетчер просит его подвинуться, чтобы уступить трассу идущему встречным курсом турецкому самолету: он долго брюзжит по поводу турка, "мандражирующего" перед грозой, и украинца, которому надо было обязательно "подвинуть" русского, а не иностранца ("пик N 6").

Возникший прямо по курсу грозовой фронт, очевидно, застает Карагодина врасплох, и командир резко переходит на крик и мат. "Ни хуя ебошит, блядь", "мама не горюй, блядь", "опа, еще и град, блядь!" Слово "блядь" он добавляет ко всем без исключения фразам; всего за две последние минуты контролируемого полета Карагодин употребил его 47 раз. Действия управляющего летчика становятся хаотичными и непродуманными ("дефектный режим"). Забыв про скорость, тангаж, крен и другие параметры полета, командир думает лишь об одном: как подняться над грозой. "Куда снижаемся, ебаные дураки, блядь? Держим, блядь, держим!" - кричит Карагодин непонятно кому; ведь управляет машиной он один.

Последняя фраза - "на себя... на себя..." - прозвучала, когда самолет был уже в штопоре. За год до этого, в 2005-м, ВЛЭК компании "Пулково" дала заключение о "среднем уровне сохранности психических функций" пилота - возможно, потому, что его последний визит к врачам был внеплановым и как бы частным.

Май 2002 года, кабинет врача. В кресле велоэргонометра - прибора для выявления сердечно-сосудистых патологий под нагрузкой - сидит облепленный датчиками мужчина средних лет. Он начинает крутить педали, делает несколько движений, и врач тут же останавливает его, заставляя лечь на кушетку, а сама бежит в процедурную за шприцем. Ее пугает верхнее давление испытуемого, поднявшееся до отметки 230. Через трое суток тот же пациент еще на подходе к аппарату демонстрирует результат 180, и ему назначается недельная реабилитация с применением седативных препаратов. Замер давления после лечения показал, что оно не снизилось, а, напротив, повысилось до 200 единиц. Очередное обследование у кардиолога откладывается до лета 2004 года, но и оно заканчивается ничем - увидев на мониторе частоту пульса (164 удара в минуту), врачи отказываются от попыток посмотреть работу сердца под нагрузкой, посчитав саму процедуру опасной для здоровья. Все это время больной - его имя Сергей Шибанов - продолжает управлять пассажирскими самолетами авиакомпании "Сибирь". 45-летний КВС, как и его коллега Иван Карагодин из "Пулково", погибнет за штурвалом, только не в полете, а на земле. 9 июля 2006 года после посадки в Иркутске он вдребезги разобьет аэробус А-310 о бетонное ограждение аэропорта. Вместе с командиром погибнет весь его экипаж и большая часть пассажиров - всего 125 человек.

Порученный Сергею Шибанову перелет Иркутск-Москва-Иркутск не задался с самого начала. Сразу после взлета у аэробуса отказал автопилот, и командиру пришлось пять часов управлять машиной вручную. При посадке в Домодедово к этой неисправности добавились проблемы с реверсами - устройствами, переключающими направление тяги двигателей для экстренного торможения на земле. Сразу после прилета в столицу командир доложил о поломках в техническую службу аэропорта. Автопилот ему починили, а реверсы попали в категорию "отложенных" неисправностей - домодедовские техники собрали из двух устройств одно, переставив годные запчасти с левого двигателя на правый. В нормальных условиях А-310 может сесть вообще без реверсов - правда, тормозной путь самолета в этом случае окажется несколько длиннее обычного, но и только. Поэтому реверсы решили отремонтировать на базовом аэродроме в Иркутске.

Страницы:  1  2  >> 
[Читать все комментарии] [Напечатать новость]
http://www.flb.ru
  Комментарии к новости 
[Добавить комментарий]

Комментариев к этой новости пока нет. Добавьте первым свой комментарий!
[Добавить комментарий]
 Хроника новостей: Новости общества Хроника новостей 
В Нью-Йорке появилась скульптура Трампа

17 августа 15:26
Самые дешевые страны для путешествия

17 августа 14:39
Почему вредно беспрестанно смотреть сериалы

16 августа 14:56
Сегодня начался Успенский пост

14 августа 20:21
Британские археологи нашли следы странных ритуалов

14 августа 15:42
Далай-Лама: уроки доброты в школах снизят уровень самоубийств

11 августа 14:35
Правозащитники измерили уровень сексуального насилия в университетах Австралии

2 августа 11:35
Россия отметила ежегодный День военно-морского флота

31 июля 14:29
Принцы Уильям и Гарри вспомнили последний разговор с принцессой Дианой

24 июля 11:26
Мужчинам младше 50 лет запретили входить в Старый город Иерусалима

21 июля 15:16
Генерал-губернатор Канады нарушил королевский протокол

20 июля 16:52
Тела двух пропавших швейцарцев нашли спустя 75 лет

19 июля 11:35
Знаменитая шпионка Чон Хе-Сун вернулась в Северную Корею

18 июля 15:38
Десятки тысяч человек посетили Храм-на-Крови в Екатеринбурге

17 июля 15:22
Скончался лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо

13 июля 16:46
Печатная машинка "Энигма" была продана за 45 тыс евро

12 июля 16:57
Земля вступает в свое 6 событие массового вымирания

11 июля 14:21
Правозащитник Лю Сяобо находится в "критическом состоянии"

10 июля 16:52
ВОЗ: Гонорея больше не боится антибиотиков

7 июля 14:28
В Неваде разрешили торговать марихуаной

3 июля 16:45
Смертельно больного нобелевского лауреата выпустили из тюрьмы

30 июня 14:34
Почти 300 российских призывников прибыли на архипелаг Новая Земля

28 июня 16:52
В Шанхае женщина закидала самолет монетами

28 июня 10:51
Половина роста населения в мире произойдет в Африке

26 июня 09:38
Ученые расшифровали генотип древних египтян

23 июня 13:47
76 лет назад началась Великая Отечественная война

22 июня 15:42
Принц Филипп выписался из больницы

22 июня 14:29
Жители башкирского села записали видеообращение к Путину

21 июня 16:52
В Колорадо хотят запретить продажу смартфонов детям

20 июня 14:25
81-летний немец приедет в Россию на раритетном тракторе

16 июня 16:42
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 >> 1861
 Главная новость дня Главная новость дня 
Заболевших вирусом Коксаки в Турции стало больше Заболевших вирусом Коксаки в Турции стало больше
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Пора ли продавать акции Apple? Пора ли продавать акции Apple?
 
  Топ новостей Опросы 
 Фоторепортажи: новости с подборкой фотографий Фоторепортажи 
Опубликованы ранние снимки Дэвида Боуи (фото)
Малахова хотят убрать с Первого канала
Бен Аффлек завершил лечение от алкогольной зависимости
Николай Носков впервые рассказал о тяжелой болезни
7 сезон Игры престолов будет коротким (фото)
 Новости партнеров
 Новости дня Новости дня 
 
  Copyright © RIN 2000-
* Обратная связь
Контактная информация  
Политика  Общество  Экономика  Деловые  Наука  Hi-Tech  Культура  Шоу-бизнес  Спорт  Происшествия  Криминал  Скандалы  Пикантные  Зарубежные  ИноСМИ