Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Климат может резко измениться всего за несколько лет

Новости науки и техники: Климат может резко измениться всего за несколько лет
Группа ученых из Дании, США и Японии смогла "прочесть" "записанную" в ледниковом покрове Гренландии историю последних крупных изменений климата Земли, произошедших в конце последнего оледенения.

Исследователи установили, что резкие изменения климата могут происходить невероятно быстро - в течение нескольких лет.

Результаты исследования, полученные в рамках проекта бурения ледникового щита Гренландии NorthGRIP, опубликованы в сегодняшнем номере журнала Science.

Ледник Гренландии сформировался из снега, который выпадал год за годом, и постепенно под давлением вышележащих слоев превращался в лед. Каждый годовой слой льда раскрывает температуру и количество осадков, состав древней атмосферы и свидетельства времени и силы далеких ураганов, пожаров и извержений вулканов.

Бурение трехкилометровой толщи гренландского ледника может дать информацию о климате за последние 125 тысяч лет.

Последний ледниковый период в северном полушарии завершился резкими колебаниями температуры, которые включали два потепления, разделенные периодом похолодания.

Первое внезапное потепление произошло 14,7 тысячи лет назад. Температура в Гренландии увеличилась более чем на десять градусов, и в относительном мягком климате первые люди каменного века пришли в Северную Европу и Скандинавию. Однако 12,9 тысячи лет назад ледниковый период вернулся и окончательно завершился 11,7 тысячи лет назад.

"Кто-то нажал кнопку"

Авторы исследования заявляют, что глобальные и очень сильные климатические изменения - уровня температуры и влажности, циркуляции атмосферы - произошли в невероятно короткий срок, в течение всего лишь нескольких лет.

"Мы проанализировали переход от последнего ледникового до нашего современного теплого межледникового периода, и убедились, что климатические изменения происходили так быстро, как будто кто-то нажал на кнопку", - говорит руководитель проекта, профессор Дорт Даль-Енсен (Dorthe Dahl-Jensen) из Центра изучения климата и ледников Института Нильса Бора Копенгагенского университета.

Другой соавтор статьи, Джим Уайт (Jim White), директор Института арктических и альпийских исследований университета Колорадо отмечает, что настолько высокая скорость изменений климата никогда прежде не фиксировалась.

"Такие быстрые климатические изменения вызовут большие трудности с адаптацией даже у современного общества. Знать, как эти события начинаются и происходят, - один из самых неотложных вопросов в изучении климата, в ответе на который мы нуждаемся", - говорит Уайт.

Ледники Гренландии - книга глобальных климатических перемен

Исследователи анализировали несколько ключевых компонентов годовых слоев льда - количество пыли, изотопный состав воды и кислорода. В частности, количество пыли, вмороженной в лед, позволяет судить о температуре - чем холоднее климат, тем больше пыли поднимается с земли в атмосферу и больше ее оседает на леднике.

Соотношение изотопов кислорода, вмороженного в лед, также позволяет судить о температуре - высокое содержание кислорода-18 свидетельствует о более теплом климате. Ученые измеряли также долю одного из изотопов водорода - дейтерия, которая отражает температуру того места, где испарялась вода, затем выпала на ледниках в виде снега. Чем его больше, тем теплее был климат в месте, где формировались облака.

Ученые установили, что незадолго до начала резких климатических изменений начало меняться содержание пыли - в течение нескольких десятилетий оно снизилось до одной десятой от первоначальной доли.

Так как пыль, которая оседает в Гренландии, подымается в атмосферу с земли в Азии, исследователи пришли к выводу, что климатические изменения происходили сравнительно далеко от острова.

Снижение количества пыли, предшествовавшее обоим потеплениям, указывает на высокие температуры в тропиках и значительное увеличение количества осадков в Азии, отмечает Уайт.

Ученые полагают, что древнее потепление в тропиках вызвало большие и быстрые атмосферные изменения на экваторе, интенсификацию тихоокеанских муссонов, таяние льдов на севере Атлантического океана, повышение температуры и влажности в Гренландии и во всем северном полушарии.

"Хотя климатические изменения в конце ледникового периода видимо сильнее всего повлияли на северо-атлантический регион, наши измерения показывают, что они вызвали изменения в тропических районах. Мы также можем увидеть, что когда происходят резкие климатические изменения, циркуляция атмосферы фундаментально меняется ", - заключает Дорте.

Опасные симптомы

Анализ древних климатических изменений может быть критически важен для коррекции существующих математических моделей климата, в частности, благодаря ему можно определить признаки грядущих перемен.

"Мы знаем, что такие события будут происходить на Земле в будущем, но не знаем, когда именно", - говорит Уайт.

"Вопрос в том, сможем ли мы распознать опасные симптомы до того, как начнутся большие проблемы. Пока мы не ответим на эти вопросы, мы будем мчаться вслепую по узкой дороге, надеясь, что впереди нет резкого поворота", - подчеркивает ученый.