Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Дети реагируют на развод аллергией

Новости науки и техники: Дети реагируют на развод аллергией
Если родители разводятся, надо готовиться к тому, что у их ребенка начнется аллергия. Ученые рекомендуют родителям не злоупотреблять отдельным проживанием и переездами в другие города и страны.

О том, что психологическое напряжение может влиять на развитие аллергии, ученые знают уже давно. Чаще всего травмирующие события в детстве связывают с поздним развитием астмы, заболеваний кожи или чувствительности к аллергенам. Правда, исследователи до сих пор не нашли механизм, который связывает между собой оба процесса.

Провокаторами развития аллергии считают такие драматические события, как смерть члена семьи, заболевания родственников или развод родителей. Аллергиком ребенка может сделать и вполне безопасный переезд. Ученые считают, что иммунная система играет роль посредника между психологическим напряжением и аллергией.

Исследователи из Центра экологических исследований Общества Гельмгольца в Лейпциге (Helmholtz Center for Environmental Research in Leipzig), Центра Общества Гельмгольца в Мюнхене (Helmholtz Zentrum of München) и Института медицинских исследований окружающей среды в Дюссельдорфе (Institut für Umweltmedizinische Forschung in Düsseldorf) впервые провели большое эпидемическое исследование, чтобы узнать, какие именно факторы, обусловленные стрессом, делают детей аллергиками. За шесть лет ученые обследовали 565 детей. У почти трети респондентов один из родителей за время исследования терял работу. В половине семей кто-то из родственников серьезно болел. Каждый шестой ребенок потерял кого-то из близких. А каждый десятый стал свидетелем развода родителей.

У детей взяли анализ крови, чтобы посмотреть, какие сбои в работе иммунной системы вызывает стресс.
Оказалось, что у ребятишек, чьи родители развелись в предыдущем году, в крови присутствует вазоактивный кишечный полипептид (VIP), который, по данным авторов исследования, связан с развитием аллергической реакции.

Кроме того, в крови нашли немало иммунных маркеров (цитокин IL-4), которые тоже указывают на аллергию. А вот болезнь или даже смерть родственников не привела ни к каким заметным изменениям в крови респондентов. Как и безработица родителей. И хотя эти события кажутся взрослым трагическими, они наносят детям меньшую травму, чем разъезд или развод родителей, считают исследователи.
Кстати, полипептид, связанный с напряжением, ученые обнаружили и у тех ребят, кто вынужденно сменил место жительства.

Как говорят исследователи, несмотря на то что выборка респондентов невелика, результаты позволяют говорить о том, какой иммунный ответ дает организм на психологическое напряжение.

Работа немецких ученых опубликована в журнале Pediatric Allergy and Immunology.

Аллергию и психологическое состояние исследователи связывают уже не первый раз. Израильские ученые нашли взаимосвязь между аллергией и психологическими проблемами у детей - агрессией и депрессией. Специалисты изучили пары близнецов и пришли к выводу, что существуют специфические генетические факторы, которые связывают специфику иммунной системы и поведение.

Другие версии развития аллергических реакций у детей исследователи тоже выдвигали. Например, доктор Марк МакМоррис (Мark McMorris) из Отдела здоровья университета Мичигана (University of Michigan Health System) считает, что развитие аллергии у детей вызывает "гигиенический" образ жизни, который стал обычным для жителей развитых стран.
Конечно, уничтожение микробов при помощи моющих и дезинфицирующих средств помогает в профилактике многих болезней. Но этот же фактор перестраивает и иммунную систему.

Она перестает бороться с инфекцией и начинает считать "вредными" вполне обычные вещи, которые окружают человека в повседневной жизни. Кроме того, появление вакцин и антибиотиков снимает с иммунной системы основную нагрузку. И она начинает искать "нового врага", считает МакМоррис. И добавляет, что 50 лет назад среди детей аллергия встречалась гораздо реже, потому что тогда на них воздействовало больше микробов, бактерий и вирусов.

Однако у аллергиков есть хотя бы одно очевидное преимущество перед теми, у кого иммунная система работает нормально. Если верить статистическим данным, которые приводят ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения (Harvard School of Public Health), люди с аллергией на 40% реже болеют глиомой - раковой опухолью мозга, которая развивается в нервной ткани. Исследователи не утверждают, что эти два заболевания связаны между собой, но считают, что они вызваны изменением иммунологической обстановки вокруг человека.