Британская полиция не разглашает имя террористаБританская полиция не разглашает имя террориста
Лондон объединился против террораЛондон объединился против террора
Лондон объединился против террораЛондон объединился против террора
На автомобиль установили первую систему "ЭРА-ГЛОНАСС"На автомобиль установили первую систему "ЭРА-ГЛОНАСС"
Вуди Харрельсон бросил курить травуВуди Харрельсон бросил курить траву

Происшествия Происшествия

Тунгусская катастрофа - столетие загадки

Происшествия: Тунгусская катастрофа - столетие загадки
Новости по теме: Паром "Севол" появился над водой
Тунгусской катастрофе, произошедшей в 1908 году, в эти дни исполняется 100 лет, однако до сих пор это событие вызывает много вопросов у ученых и приковывает внимание публики.

Это единственная на памяти человечества крупномасштабная космическая катастрофа, сопоставимая по своим последствиям с ядерным ударом. Если бы удар тунгусского тела пришелся на густонаселенный район, число жертв могло бы измеряться миллионами жизней.

В Солнечной системе миллионы малых тел - комет, астероидов, метеоритов - многие из которых при падении на Землю могут вызвать катастрофу еще масштабнее Тунгусской.

Однако природа упавшего в сибирской тайге космического тела до сих пор не вполне ясна, как не ясно и то, за какими из наших космических "соседей" - астероидами, кометами, другими телами, должно следить человечество, чтобы избежать повторения катастрофы.

Изучение тунгусской катастрофы позволяет увидеть все экологические и геофизические последствия падения космического тела, сделать выводы о возможных кратко- и долгосрочных последствиях подобных событий.

Катастрофа Тунгусская катастрофа произошла 100 лет назад - 30 июня 1908 годав 07.14 местного времени (0.14 по Гринвичу) в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, неподалеку от фактории Ванавара (сейчас поселок Ванавара, райцентр Тунгусско-Чунского района Эвенкийского автономного округа) в районе с географическими координатами 60° 53` северной широты и 101° 53` восточной долготы.

Около семи часов утра над территорией бассейна Енисея с юго-востока на северо-запад со стороны Солнца пролетел огненный шар - болид. Он был виден на огромной территории Восточной Сибири в междуречье Лены и Подкаменной Тунгуски. Зона видимости болида составила около 600 километров.

Люди, наблюдавшие за его полетом, приходили в ужас от ослепительного света и грохочущих звуков. Более чем на тысячу километров вокруг слышались раскаты грома. В домах дрожали окна, качались подвешенные предметы. Грохот был такой, что на Транссибирской магистрали близи Канска был остановлен поезд, машинист которого решил, что в его составе произошел взрыв.

Пролет метеорита вызвал панику среди русского населения сел на Нижней Тунгуске и на Ангаре. Одни, только что пришедшие с русско-японской войны, решили, что на Ангару пожаловали японцы, другие - ожидали пришествия антихриста.

Полет болида закончился грандиозным взрывом над безлюдной тайгой на высоте около 7-10 километров. Взрыв вызвал землетрясение, магнитуда которого оценивается от 4,7 до 5 единиц. Мощность взрыва составила 10-40 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что соответствует энергии средней водородной бомбы. Даже на расстоянии сотен километров от эпицентра очевидцы получили слабые ожоги.

Непосредственно в районе падения людей не было - ближайшее эвенкийское стойбище находилось в 20 километрах, однако и там взрывная волна поднимала в воздух чумы, расшвыривала собак. По словам эвенков, во время падения тунгусского тела у них было убито около тысячи оленей, пострадали и они сами.

Взрывом был полностью повален лес на огромной территории - на площади 2150 квадратных километров (это примерно соответствует площади современной Москвы). Вспышка обожгла лес на площади 200 квадратных километров и вызвала огромный лесной пожар.

В первые сутки после катастрофы почти во всем северном полушарии - от Бордо до Ташкента, от берегов Атлантики до Красноярска наблюдались странные атмосферные явления - необычные по яркости и окраске сумерки, ночное свечение неба, яркие серебристые облака, дневные оптические эффекты - гало и венцы вокруг солнца. Сияние неба было настолько сильным, что многие жители не могли уснуть. В ряде городов ночью можно было свободно читать газету, напечатанную мелким шрифтом, а в Гринвиче в полночь была получена фотография морского порта. Это явление продолжалось еще несколько ночей.

Катастрофа вызвала колебания магнитного поля, зафиксированные в Иркутске и германском городе Киль. Магнитная буря напоминала по своим параметрам возмущения магнитного поля Земли, наблюдаемые после высотных ядерных взрывов.

Именно в этот день в Антарктиде наблюдалось необычное по форме и мощности полярное сияние, описанное участниками английской антарктической экспедиции Шеклтона.

Исследования

Ученые в районе катастрофы оказалась лишь спустя 20 лет - только в 1927 году. Первым исследователем тунгусского феномена стал Леонид Кулик, который в 1921 году возглавил организованную Академией наук РСФСР экспедицию по сбору информации о метеоритах.

Он заинтересовался старыми сообщениями прессы о необычном событии на Енисее - тогдашние газетчики сообщили о падении метеорита в районе Канска. Кулик собирал сообщения очевидцев и выяснил, что над Енисейской губернией действительно пролетал метеорит и упал в районе Подкаменной Тунгуски. В 1927 году экспедиция Кулика впервые проникла в район катастрофы. Участники обнаружили вывал леса со следами ожога.

Ученые полагали, что имеют дело с падением крупного метеорита, поэтому на месте катастрофы ожидали увидеть ударный кратер от его падения, подобный другим известным кратерам. Именно на выявление таких образований были направлены основные усилия экспедиций Кулика. Однако все усилия оказались безуспешными.

В 1960-е годы экспедиции Комитет по метеоритам Академии наук СССР продолжала искать следы падения гигантского метеорита, не обнаружила их и прекратила дальнейшие полевые исследования. Позже энтузиастами была создана Комплексная самодеятельная экспедиция в течение многих лет исследовавшая район катастрофы.

Так ученые столкнулись с главной загадкой тунгусского метеорита - над тайгой явно произошел мощный взрыв, поваливший лес на огромной площади, однако то, что его вызвало, не оставило никаких следов.

Поскольку мощность взрыва говорила, что космическое тело имело массу несколько десятков тысяч тонн, казалось, что такое количество вещества не могло пропасть бесследно, однако до сих пор следов тунгусского тела найти не удалось.

Гипотезы В 1934 году впервые было выдвинуто предположение, что в 1908 году в земную атмосферу вторгся не метеорит - каменный или железный, а комета. Поскольку ядра комет состоят большей частью из замерзшего газа и льда, это объясняло отсутствие на земле космического вещества.

Во второй половине 20-го века ученые обнаруживали в почве небольшое количество метеорной пыли, однако оно может быть найдено в любой точке земной поверхности, так как сгорание метеоров в атмосфере Земли происходит постоянно. Обнаруживались аномальные концентрации некоторых элементов, однако точно связать их с катастрофой не удавалось.

Более поздние исследования, в частности, результаты исследований кометы Галлея показали, что эта гипотеза не вполне объясняет ситуацию - доля тугоплавких веществ, в частности, соединений кремния, в кометах оказалась значительно выше, чем считалось ранее. На месте катастрофы должен было находиться значительное распыленного при взрыве вещества - однако его не нашли.

Тем не менее, на данный момент кометная гипотеза, наряду с астероидной остается наиболее популярной среди ученых. В частности, высказывалась версия столкновения с обломком кометы Энке.

После появления атомного оружия тунгусская катастрофа вновь привлекла внимание общества - сходство этого события с ядерным взрывом было очевидно.

Советский писатель-фантаст Александр Казанцев в 1946 году впервые высказал мнение, что причиной катастрофы стал взрыв инопланетного космического корабля с ядерной энергетической установкой. Позже ряд ученых проводит расчеты, которые показывают, что тунгусский взрыв мог произойти только за счет внутренней энергии космического тела.

Позже эта гипотеза высказывалась в разных вариантах множество раз и до сих пор весьма популярна среди уфологов. Фантасты высказывали мнение, что катастрофа была вызвана лазерным сигналом инопланетной цивилизации.

Отсутствие вещества космического тела на месте катастрофы заставило американского астронома Линкольна ла Паза в 1948 году выдвинуть гипотезу, что тунгусский метеорит состоял из антивещества, а взрыв был вызван его аннигиляцией с земной материей.

В 1973 году американские физики Альберт Джексон и Майкл Риан выдвигают гипотезу, что Тунгусский метеорит был миниатюрной "черной дырой", которая вошла в Землю в Сибири и, пройдя земной шар насквозь, вышла в районе Северной Атлантики.

Некоторые ученые пытались объяснить тунгусское событие чисто земными причинами.

В частности, выдвигались предположения о вулканической его природе - катастрофа, по их мнению, была вызвана выбросом и взрывом огромного количества природного газа из тектонической трещины. Звучали гипотезы, что тунгусский взрыв связан с гигантской шаровой молнией.

Наконец, в середине 1990-х годов Тунгусскую катастрофу стали приписывать деятельности человека. В книге предсказателя Манфреда Димде была высказана идея, что тунгусский взрыв был вызван последствиями эксперимента американского исследователя Николы Теслы по передаче электромагнитных волн на расстоянии.

Якобы за несколько месяцев до взрыва Тесла утверждал, что сможет осветить дорогу к северному полюсу экспедиции знаменитого путешественника Пири. При попытке это сделать, он ошибся в расчетах.

Хроника новостей: Происшествия Хроника новостей