Похоже, что единственным чиновником, решившим открыть глаза премьер-министру Владимиру Путину на реальную ситуацию с экономикой в стране, не понятно по каким причинам стал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.
За его авторством в правительство поступил доклад, в котором госкорпорации, естественные монополии и избыточное влияние крупных компаний названы одной из главных угроз конкуренции как основного двигателя рыночной экономики. Среди наиболее проблемных в этом смысле отраслей ФАС называет нефтяную, авиаперевозки,
связь, электроэнергетику, машиностроение. Сюда же можно смело добавить торговлю.
По мнению ФАС, основной вред госкорпораций в том, что они получают государственные функции и гигантские средства (например, госкорпорация "Фонд содействия реформированию ЖКХ" занимается распределением средств федерального бюджета). Кроме того, несмотря на то что за десять лет российская
экономика стала более конкурентной, крупнейшие компании в стране по-прежнему играют доминирующую роль, а их рост ФАС назвал гипертрофированным. По данным Росстата, в 2003 году десятую часть ВВП России обеспечивали 52 компании, а в 2006 году - уже только 11 корпораций.
Пропустим упрек в адрес естественных монополий и промышленников. Они хотя бы работают и производят некий товар (или услугу). Но тотальная
мода на создание госкорпораций заставляет задуматься, что:
а) происходит скрытая приватизация госсобственности; б) создаются крупные коррупционные кормушки для приближенных к верхам группировок; в) мутят народное сознание видимостью неких действий на благо страны.
Госкорпорация, ноу-хау нынешней власти - крайне удобная форма собственности, не подпадающая под действие законов, регламентирующих деятельность как некоммерческих
организаций, так и акционерных обществ. Денег море, но отчитываться за их использование нужно только перед правительством. В то время как те же естественные монополии, не говоря уже о крупных компаниях, по несколько раз в год раскрывают свои финансовые показатели. Причем ознакомиться с этой информацией может любой желающий.
Кроме того, размеры трат госкорпораций на внутренние нужды не регулируются законом о госзакупках, соблюдение которого является обязательным для чиновников всех уровней. В общем, гуляй - не хочу. И капиталисты-чиновники рады стараться. Например, газета "Ведомости" сообщила, что на днях госкорпорация "Олимпстрой" объявила о тендере на приобретение для внутреннего пользования менеджерам высшего звена шести машин Toyota Land Cruiser 120 и 200 (максимальная стоимость лота - 11,1 миллиона рублей), четыре Volkswagen Passat (3,4 миллиона рублей), Мercedes-Benz S 500 4M L (6,7 миллиона рублей) и туристический автобус МАЗ 251 (7,7 миллиона рублей). Ну а что вы хотите? Конечно, чиновники, обязанные следить за экономным расходованием государственных денег, должны ездить на хороших машинах. А что закупать и по какой начальной цене - личное дело госкорпорации.
К слову, в Китае, где также есть госкорпорации, власти решили бороться с излишним расточительством их руководителей. Им приказали сформировать прозрачную демократичную систему управления госкомпаниями. К тому же коммунистическая партия призывает
китайские СМИ более широко участвовать в выявлении злоупотреблений среди китайских чиновников.
Но России до такой демократии, видимо, не скоро. Действительно, денег в стране много. Их надо как-то тратить. Но тратить некуда. Тем более что при таком уровне протекционизма в стране один клан не доверяет другому. Чиновники стараются удобнее пристроиться к кормушке в виде бюджета и по большей части решают свои личные проблемы. При этом никакой ответственности ни за свое соответствие занимаемой должности, ни за действия чиновники не несут. Особо заметно проштрафившихся просто перетасовывают из одной колоды в другую. Говорят, в стране просто нет квалифицированных чиновников. Так что если человек научился говорить канцелярским языком и носить костюм с галстуком, замены ему нет. Поэтому звание чиновника, как и попадание в обойму - это навсегда.
Какие госкорпорации уже существуют:
Агентство по страхованию
вкладовБанк развития и внешнеэкономической деятельности
Росатом
Роснанотех
Росрыбфлот
Ростехнологии
Олимпстрой
Государственная судоходная корпорация
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Какие могут появиться в будущем:
Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных
Росавтодор