СБУ заявила о попытке российских спецслужб взорвать крейсер "Украина"СБУ заявила о попытке российских спецслужб взорвать крейсер "Украина"
S&P повысило рейтинг России до инвестиционного уровня
В ЦИК прокомментировали ноту протеста Киева из-за выборов в КрымуВ ЦИК прокомментировали ноту протеста Киева из-за выборов в Крыму
Минфин США анонсировал новые санкции против РоссииМинфин США анонсировал новые санкции против России
Трамп объявил о крупнейшем пакете санкций против КНДРТрамп объявил о крупнейшем пакете санкций против КНДР
На Украине предложили переименовать Верховную раду из-за "советского наследия"На Украине предложили переименовать Верховную раду из-за "советского наследия"...
Люди с ломами и в балаклавах захватили санаторий в ОдессеЛюди с ломами и в балаклавах захватили санаторий в Одессе
Хейли пригрозила применением силы против СирииХейли пригрозила применением силы против Сирии
Олег Дерипаска покидает пост президента "Русала"Олег Дерипаска покидает пост президента "Русала"
Пентагон прокомментировал сообщения о переброске Су-57 в СириюПентагон прокомментировал сообщения о переброске Су-57 в Сирию

Ученые: Тунгусский феномен вызвал кислотные дожди

Новости науки и техники: Ученые: Тунгусский феномен вызвал кислотные дожди
Падение тунгусского космического тела, произошедшее ровно век назад на территории современной Эвенкии, вызвало кислотные дожди в регионе катастрофы.

К такому выводу пришли исследователи из Московского госуниверситета имени Ломоносова, итальянского Болонского университета и германского Центра экологических исследований (Лейпциг).

"В процессе движения метеоритов в атмосфере возникают высокие температуры, при этом кислород атмосферы реагирует с азотом с образованием окислов азота", - пояснила один из авторов исследования Наталья Колесникова.

По ее словам, затем оксид азота превращается в двуокись, которая реагирует с водой и образует азотную кислоту, выпадающую на землю в виде кислотных дождей.

Колесникова отметила, что впервые следы связанных с космическими катастрофами кислотных дождей были обнаружены в отложениях на границе мела и палеогена (66 миллионов лет назад), когда после столкновения Земли с крупным космическим телом вымерла большая часть видов живых существ, включая динозавров.

"Содержание азота в этих отложениях в восемь-десять раз превышало его содержание в других слоях", - сказала она.

Кроме увеличения доли азота и сдвига его изотопного состава, в этих отложениях было значительно повышено содержание иридия - большое количество этого металла указывает на падение космического тела, в которых содержание иридия до 20 тысяч раз выше, чем в земной коре, говорит Колесникова.

Ученые изучали содержание азота и его изотопный состав в пробах торфа с места катастрофы, собранных во время экспедиций. Количество азота и величина сдвига его изотопного состава (присутствие тяжелого азота-15) зависели от расстояния не только от эпицентра, но и от предполагаемой траектории космического тела, поясняет РИА "Новости".

"Все это говорит о том, что в торфе основным источником выпавшего тяжелого азота являются кислотные дожди", - говорит Колесникова.

По расчетам ученых, в районе катастрофы выпало примерно 200 тыс. тонн азота.

Тунгусская катастрофа произошла ровно 100 лет назад, 30 июня 1908 года, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска. Ослепительно яркий огненный шар, который наблюдали тысячи людей на огромной территории, пролетел над тайгой, а затем взорвался со страшным грохотом. Сейсмостанции зафиксировали землетрясения, по всему северному полушарию наблюдались странные атмосферные явления - очень светлые ночи, гало вокруг солнца.

Первая экспедиция, добравшаяся в район катастрофы только в 1927 году, обнаружила поваленный и обожженный лес на огромной территории - около 2150 квадратных километров (это примерно равно площади современной Москвы). Мощность взрыва оставила 10-40 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что соответствует энергии средней водородной бомбы.

Главной загадкой катастрофы стало то, что на месте взрыва не было обнаружено ни следов от падения, ни обломков самого космического тела, масса которого должна была составлять десятки тысяч тонн. Выдвигались всего около ста разных гипотез - от взрыва инопланетного космического корабля до детонации вырвавшегося из тектонической трещины природного газа.
Известия http://www.izvestia.ru