Об F-22, самом современном и дорогом истребителе мира, можно говорить все что угодно - но пилотировать его наверняка приятно.
Несколько дней назад в этом могли убедиться зрители авиасалона Фарнборо, над которым машина стоимостью в 350 миллионов долларов показывала чудеса высшего пилотажа.
Сверхзвуковой самолет F-22 с технологией `стелс` был задуман в конце `холодной войны` для обеспечения господства Америки в воздухе в борьбе с советскими истребителями. Недавно на учениях благодаря радионевидимости и современным радару и авионике F-22 на каждый потерянный `свой` сбивал 80 самолетов противника. Коронный номер F-22 - горизонтальный разворот в полете. Он разворачивается, будто гончая, почуявшая добычу.
- Такого чувства, что `ой мамочки, нос выходит из-под контроля`, просто нет, - рассказывает старший летчик-испытатель самолета Эл Норман (Al Norman). - Скорее наоборот: `ой мамочки, я могу делать с носом все что захочу!`.
Однако то, что производит столь мощное впечатление на американские ВВС, никак не устраивает американское правительство. Новый истребитель стал символом явления, которое министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) называет `болезнью будущих войн`. По его словам, `значительная часть военного истеблишмента помешана на том, что нам понадобится в конфликтах будущего`. Сам Гейтс хочет, чтобы американская армия училась воевать с террористами и побеждать в асимметричных конфликтах - а это значит, что бороться нужно совместно с союзниками против смертников и партизан в неких жарких и пыльных странах. Для таких кампаний в качестве воздушной поддержки нужны не невидимые истребители 21-го века, а вертолеты и самолеты-транспортники.
В результате он не дал `добро` на приобретение ВВС
США 381 самолета F-22 на замену стареющих F-15, созданных еще во времена вьетнамской войны и с тех пор множество раз переделанных и модернизированных. Правительство США закупит всего 183 самолета, а недостаток намеревается восполнить общевойсковыми ударными истребителями (Joint Strike Fighter) F-35. Этот самолет, также обладающий радионевидимостью, еще не сделан, но будет менее дорогим и более гибким в применении.
Скорее всего, в чем-то Гейтс прав: в нынешнем мире F-22 - не самая большая необходимость, и пяти эскадрилий вполне хватит. Тем не менее, разумность подобного упорства сомнительна с двух позиций, одна из которых - военная, а вторая - опять-таки финансовая.
С военной точки зрения проблема заключается в том, что США привыкли иметь превосходство в воздухе, будто оно им обеспечено по определению. Что не совсем так. И если Гейтс считает, что генералы ВВС застряли в прошлом - а, видимо, именно это он и имеет в виду, - то его самого вполне можно обвинить в том, что он застрял в настоящем. В настоящем главная угроза - несомненно, терроризм; однако в будущем в проблему могут вырасти и военное развитие Китая, и восстановление военной машины России. И если дело дойдет до войны с державой, стоящей `в одном ряду` с США по военной силе, то количество будет на стороне Америки - однако русские истребители Сухого Су-27, которые приобретает и
Китай, и другие страны, в бою вполне могут составить конкуренцию самолетам `четвертого поколения` типа F-15. Чтобы одержать над ними верх, понадобится машина `пятого поколения` - либо F-22, либо F-35.
Истребителей JSF у США будет много - к 2011 году для ВВС, ВМФ и морской пехоты заказано 2400 штук. Однако в задачи F-35, который и разрабатывается, и применяться будет совместно с союзниками, включая Великобританию, Италию и Канаду, завоевание господства в воздухе не входит. Это скорее фронтовой истребитель-бомбардировщик, и создавался он с тем расчетом, что в большом воздушном бою ему все равно потребуется прикрытие F-22.
Вторая проблема позиции, занятой Гейтсом, заключается в ее финансовой несостоятельности. В отличие от JSF, F-22 не разрабатывается вместе с союзниками и не будет им поставляться, поскольку США не хотят раскрывать его технических секретов. Но теперь получается, что и сами США покупать его будут лишь в небольших количествах. Из-за этого F-22 уже сегодня дорог до абсурда. По данным Бюро подотчетности государственных служб (General Accountability Office), если программа закупки F-22 ограничится 183 самолетами, то каждый из них будет стоить 345 миллионов долларов. Только себестоимость производства составляет около 140 миллионов - а JSF стоит лишь около половины этой суммы.
Если же США действительно нужно именно столько F-22 и ни одним больше, то следующий шаг очевиден: значит, нужно начать предлагать эти самолеты союзникам (интерес к нему уже проявляли Австралия и Япония). Выгода будет двойная: с одной стороны, в небе будет больше `двадцать вторых`, с другой - сократится цена.
Кстати, основная тенденция, в особенности в авиатехнике, заключается как раз в том, что США начинают делиться технологиями с союзниками, взамен перенося на них часть затрат на разработку. Факт есть факт: производство самолетов исключительно для ВВС США становится для таких подрядчиков, как Lockheed Martin (головной разработчик и F-22, и JSF), все менее и менее привлекательным делом. Сегодня у ВВС уже нет больших средств на новые закупки. Позиция Гейтса по F-22 - это отражение принципиального крена американской армии в сторону сухопутчиков, моряков и морских пехотинцев. Boeing потому и дерется не на жизнь, а на смерть с Northrop Grumman/EADS за 35-миллиардный контракт на замену парка самолетов-заправщиков, что других контрактов почти нет.
Даже если США решают закупить новый самолет или модернизировать старый, для подрядчика риск меньше, а
прибыль - больше, если ему разрешается продавать какие-то модификации за границу: так достигается и массовость производства, и компенсация затрат на НИОКР.
И, как показывает печальный пример с F-22, подрядчикам становится труднее верить ВВС: даже если авиаторы принимают решение о выборе самолета и закупке крупных партий, в высших сферах их решение могут и не принять. Это, конечно, не вина самих ВВС - но всем, тем не менее, видно, что полностью контролировать свое снабжение они уже не вполне в состоянии.
В общем, на месте производителя я сделал бы все, чтобы в будущем военные контракты как-то распределялись между США и другими странами. А на месте Гейтса я бы либо сам купил больше `двадцать вторых`, либо, если уж самому не хочется, дал бы союзникам возможность их купить. Потому что в противном случае F-22, при всех его достоинствах, окажется весьма дорогой ошибкой.