Совершенно очевидно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, что должно происходить в Южной Осетии. Россия должна соблюдать соглашение о прекращении огня с Грузией.
Российские войска должны отойти на позиции, где они находились до начала нынешнего конфликта. Обе стороны должны допустить миротворцев в регион и возобновить переговоры об окончательном статусе анклава. Нападение Грузии на сепаратистов будет остановлено, а предполагаемая цель, ради которой
Россия начала войну, - достигнута.
Нежелание Москвы следовать этим курсом доказывает, что с помощью войны она хотела добиться куда более амбициозной цели: коренным образом изменить равновесие сил в Европе.
Не составляет труда понять, почему Кремлю может понадобиться подобное изменение. В конце `холодной войны` он утратил контроль над крупным политико-экономическим блоком. Он уступил часть территории соседствующим странам и наблюдал, как соперничающий с ним военный альянс продвигается к его границам. Немного найдется стран, которые с легкостью смирились бы с подобным резким уменьшением своего статуса в мире.
И хотя Британия знает, как тяжело лишаться империи, первой все же приходит на ум параллель с Германией после Первой мировой войны - униженной, погруженной в экономический кризис, за которым последовало появление авторитарного правителя, поклявшегося восстановить национальную гордость.
После такого сравнения не приходится удивляться, что многие бывшие сателлиты Москвы обеспокоены. Они рассматривают вторжение России в Южную Осетию как вопиющий акт захвата земель. А в заявлениях Кремля, гласящих, что он защищал местное население, им слышится эхо горячих заверений Гитлера, что его волнует только благосостояние судетских немцев, после чего он отправил войска на Чехословакию.
В Вашингтоне частично соглашаются с подобной интерпретацией. На южноосетинский кризис
США отреагировали усиленной решимостью взять Россию в кольцо. Они собираются энергично проводить в жизнь планы по принятию Грузии и Украины в НАТО и развертыванию элементов системы противоракетной обороны в Польше и Чешской республике. Когда Россия в прошлом выражала недовольство проектом `Сын Звездных войн`, США настойчиво утверждали, что он предназначается для предотвращения угрозы со стороны Ирана. Теперь это совершенно очевидно выглядит как старая добрая эскалация времен `холодной войны`.
Коренное различие между нынешней конфронтацией Восток-Запад и `холодной войной` заключается в том, что экономические
связи между двумя сторонами стали крепче. России нужен доступ на западные рынки, а Западу - в особенности Европе - нужны российские нефть и газ. Это создает для Европы - самого крупного единого рынка в мире - благоприятную возможность выступить в роли посредника, уведя разговор от бряцания оружием в сторону экономических переговоров.
Правда существует другой, более тревожный фактор, отличающий нынешние военные действия от вражды времен `холодной войны`. При советском правлении многие русские в глубине души разделяли
мнение Запада, который считал лидеров СССР бандитами. Но российская интеллигенция, которая в тайне восхищалась демократией, была или раздавлена Владимиром Путиным, или кооптирована в ряды его сторонников.
И в отличие от набившего оскомину марксизма-ленинизма, предложенный Путиным милитаристский национализм пользуется истинной народной поддержкой.
Подобная страна не станет считаться с НАТО лишь из почтения к тому, что ее члены - демократические страны. Но ее можно убедить в том, что разногласия разумнее решать посредством международных институтов, не прибегая к военному авантюризму. Это неизбежно приводит к обвинениям Запада в лицемерии. В защиту своей операции в Южной Осетии Россия ссылается на действия Запада в Косово и Ираке. Это - чистая риторика со стороны Кремля, но оправдывать подобным образом нападение на Грузию просто цинично. Заявление России, что она `поддерживает мир` в Южной Осетии опровергается вторжением ее армии на ту часть территории Грузии, принадлежность которой ни у кого вопросов не вызывает, а также правдоподобными утверждениями, что она потворствует бесчинствам, творимым антигрузински настроенными ополченцами.
Подобная агрессия не должна поощряться. Однако от балансирования на грани возможного в лучших традициях `холодной войны` соседи России не станут чувствовать себя в большей безопасности. Подобная ситуация лишь укрепит Кремль во мнении, что маленькие государства - не что иное как пешки в стратегической игре. После окончания `холодной войны` наилучшей гарантией безопасности и мира в Европе была экономическая интеграция, достигнутая посредством Европейского Союза. Именно у Брюсселя, а не Вашингтона самые сильные шансы убедить Россию изменить свой образ действий.