Установлена личность прихожанина, погибшего при нападении на церковь в...
Экс-военный ВСУ попросил Трампа расследовать применение Киевом химоружия...
В бундестаге заявили, что санкции против России вредят Европе
Китай и США договорились не допустить торговой войны
Симоньян удивила реакция Запада на арест Вышинского
На Украине пообещали наказать блогера за поездку по Крымскому мосту
Порошенко рассказал, чем "Северный поток - 2" опасен для Европы
Кубинские власти назвали число погибших в авиакатастрофе
США и Китай договорились выравнять торговый баланс
В Пентагоне назвали пропагандой заявления Москвы об угрозе ИГ* в Средней...
Установлена личность прихожанина, погибшего при нападении на церковь в ГрозномУстановлена личность прихожанина, погибшего при нападении на церковь в...

Ученые нашли естественный способ справиться с ожирением

Новости науки и техники: Ученые нашли естественный способ справиться с ожирением
Преобразовать жир в мускулы - мечта многих посетителей тренажёрных залов. Сделать это нельзя, но клетки-предшественники мышц можно превратить в "хороший" бурый жир, который помогает сжигать энергию.

От лишнего веса он не избавит, но поможет не набирать вес даже при калорийном питании. Правда, ценой обновления мускулов.

Миллионы лет эволюции сделали организм зверей настоящим совершенством - нервные клетки, обрабатывающие информацию за доли секунды, мышцы, эффективность и мощь которых пока превосходит любые технические "аналоги", иммунитет, защищающий от самого разнообразного чужеродного материала. Все это стало возможным благодаря уникальной терморегуляции и обмену энергией, обеспечиваемым, в частности, жировой тканью.

А вот как раз её судьба у человека за последнюю сотню лет изменилась кардинально. Вместо запасника энергии и термоизолятора она превратилась в причину болезней и комплексов неполноценности. В отличие от остальных животных со всеми этими проблемами люди предпочитают справляться не самостоятельно, а с использованием достижений научно-технического прогресса. Фармацевтическая промышленность уже сейчас может предложить немало средств для борьбы с ожирением, а усилиями генетиков список мишеней для терапии пополняется еженедельно.

Однако вместо того чтобы уничтожать белый жир, можно избавиться от лишней энергии с помощью его бурого аналога.

Благодаря сразу двум научным исследованиям, опубликованным в Nature, сделать это будет гораздо проще: независимо работавшие группы учёных выяснили, как происходит формирование бурого жира в организме, почему у взрослых его не так уж много, как исправить эту "несправедливость".

Дело в том, что митохондрии бурых адипоцитов не запасают энергию в виде АТФ, а сразу превращают её в тепло. Такое "расточительство" могут позволить себе не все, а лишь младенцы, у которых эта ткань хорошо развита, а вот самостоятельная активность не на таком высоком уровне. У взрослых бурый жир сохраняется лишь в районе подмышек и лопаток, а основную терморегуляционную функцию берут на себя мышцы.

Эту "проблему" взялись "исправить" Юхуа Цэн и его коллеги, нашедшие вещество, способствующее образованию клеток бурого жира.

За деление клеток-предшественников и их развитие отвечает фактор роста BMP7, принадлежащий к семейству костных морфогенетических белков, ставшему первым в списке из более сотни молекул цитокинов, открытых за последние десятилетия. BMP7 даже разрешен к клиническому применению в США и используется для лечения повреждений костей и хронической почечной недостаточности.
Цэн показал, что эта же молекула способствует увеличению запасников бурого жира у мышей, а её удаление существенно снижает те же самые "закрома".

Когда ученые вводили BMP7 взрослым мышам, то масса "хорошего" жира действительно увеличивалась, в то время как белый оставался без изменений. "Модифицированные" мыши даже при высококалорийном питании практически не набирали вес; правда, и не худели.

Хотя в различном происхождении бурого и белого жира эмбриологи не сомневались и раньше, это в очередной раз подтвердили авторы второй работы, выполненной под руководством Брюса Шпигельмана. Ученые не только нашли разные клетки-предшественники, дающие начало "хорошему" и "плохому" жиру, но даже проследили их судьбу и нашли способ немного на неё повлиять.

Как ни странно, бурый жир оказался гораздо ближе к мышцам, нежели к своему белому собрату по строению.

На стадии раннего эмбриона выбор пути развития общей клетки-предшественника мышц и бурого жира происходит под действием фактора PRDM16. В отсутствие его эмбриональные клетки превращаются в мышечные, а его наличие заставляет их стать бурыми адипоцитами.

Шпигельман считает, что этот же фактор может повлиять и на судьбу "стволовых" клеток мышц-сателлитов, располагающихся на периферии взрослого мышечного волокна. Обычно за счет их деления происходит незначительный рост или восстановление мышцы, но их же можно "превратить" в бурые адипоциты. Правда, чем чреват такой фокус, ученые выяснять не стали.

Идея заставить хороший жир сжечь плохой весьма заманчива, но пока малоперспективна.

Во-первых, белый жир в бурый превратить пока не удалось, а работы Шпигельмана и Цэна показывают, что это и вовсе невозможно. Во-вторых, даже если создать в организме дополнительные "депо" бурой жировой ткани, она будет лишь конкурировать с белой за избыток питательных веществ и приостановит набор веса, но уж никак не будет способствовать его снижению. Да и организм может не выдержать пытки жарой: всем желающим испытать чудодейственное средство на себе придётся переселиться подальше от экватора.

Так что в этих исследованиях жира как нельзя кстати появились мышцы, напомнившие и ученым, и простым обывателям самый эффективный, безопасный, а главное, естественный способ справиться не только с побочными эффектами ожирения, но и с ним самим. Стоит ли уточнять, какой именно?

Экс-военный ВСУ попросил Трампа расследовать применение Киевом химоружия