Неожиданные преимущества регулярного потребления горячей питьевой водыНеожиданные преимущества регулярного потребления горячей питьевой воды

Астрономы рассмотрели необычный объект в центре Галактики

Новости науки и техники: Астрономы рассмотрели необычный объект в центре Галактики
Как заявил один из авторов находки, "никто прежде не получал столь детальное изображение галактического центра". На колоссальном удалении от Земли выявлены детали, сравнимые с поперечником самой чёрной дыры.

Это выдающееся достижение группы учёных из Массачусетского технологического института (MIT), Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра и ряда университетов США, Германии и Нидерландов.

Sagittarius A* - крупная чёрная дыра ("весом" в 4 миллиона масс Солнца), находящаяся прямо в центре нашей Галактики. Она не в первый раз становится объектом пристального внимания. Время от времени в её владениях происходят грандиозные события (типа поедания планет).

Но до сих пор астрономы при изучении чёрных дыр (как нашей родной, так и расположенных в других галактиках) довольствовались информацией, поступающей (в виде излучения, конечно же) с довольно обширных пространств, окружающих этих космических монстров.

Теоретически известно, что мощные вспышки производит закручивающаяся вокруг дыры и падающая на неё материя. Только увидеть - как именно она закручивается, - пока не удавалось. Теперь же исследователи ухитрились зафиксировать отблеск от облака раскалённого газа, находящегося почти у самого горизонта событий чёрной дыры Млечного Пути.

Эти кадры были составлены после обработки данных с нескольких радиотелескопов (использовался метод "интерферометрия со сверхдлинной базой" - VLBI).

Применив инновационные инструменты и методы анализа, команда получила картинку на длине волны в 1,3 миллиметра (обычно в VLBI ловят волны от 3,5 миллиметра и выше). А такие короткие волны меньше страдают от рассеивания в межзвёздном пространстве, говорят астрономы.

Так удалось выявить близ чёрной дыры некую структуру с видимым поперечником всего 37 микросекунд дуги. (Это словно увидеть с Земли бейсбольный мяч, лежащий на поверхности Луны, поясняют авторы открытия.)

Реальный размер открытого объекта составляет примерно 48 миллионов километров. Совсем немного. Речь ведь идёт о наблюдении центра Галактики. Кстати, радиус Шварцшильда чёрной дыры в центре Млечного Пути составляет 16 миллионов километров.

В отношении того, что именно удалось увидеть астрономам, пока нет единого мнения. Это может быть некая корона вокруг дыры, бегающая вокруг неё "горячая точка" или выброс материала (джет). Ответить на этот вопрос помогут новые исследования.

В определённом смысле можно сказать, что астрономы впервые перешли к наблюдениям непосредственно чёрной дыры и объектов, её окружающих. Причём команда намерена усовершенствовать технику съёмки: увеличить число телескопов, вовлечённых в проект, а также перейти на длину волны в 0,85 миллиметра. Правда, для последнего шага понадобится преодолеть массу препятствий. Например, над всеми радиотелескопами, включёнными в сеть, одновременно должна стоять идеальная погода.

Детали открытия изложены в статье в Nature. Об этом сообщает MEMBRANA.
Известия науки http://www.inauka.ru