Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Стволовые клетки ведут себя так же, как опухоли

Новости науки и техники: Стволовые клетки ведут себя так же, как опухоли
Клетки, из которых состоят кровеносные сосуды опухолей, не только похожи на стволовые, но и ведут себя подобным образом.

Они способны укреплять опухоли, превращаясь в кость и хрящ, а также куда устойчивее к химиотерапии, чем клетки нормальных сосудов.

Кровеносные сосуды пронизывают наше тело вдоль и поперек, ежесекундно доставляя питательные вещества и кислород к каждой клеточке нашего тела. Если орган или ткань быстро развивается, будь то мышца или жировая клетчатка, сосуды растут вместе с ней. Без них не могут обойтись даже опухоли, выращивая внутри себя капилляры и артерии, дающие основу для роста.

К несчастью врачей и пациентов, сосуды опухолей растут гораздо быстрее и агрессивнее, да и работают эффективнее обычных. Как выясняется, отчасти тому виной особые свойства опухолевых эндотелиоцитов, выстилающих сосуды, которые обладают некоторыми свойствами стволовых клеток, в частности, способны к усиленному делению и превращению в другие типы клеток - хрящевые и костные.

Это справедливо, по крайней мере, для сосудов рака простаты, выбранного Майклом Клагсбурном и его бостонскими коллегами главным объектом для исследования. Выбор не случаен: эта опухоль, как и многие другие "твердые", быстро образует новые сосуды, но у нее хирурги, удалявшие новообразования, подметили регулярно формирующиеся очажки минерализации, характерные в здоровом организме для костной ткани.

Попытки использовать структурные отличия опухолевых сосудов в лечении предпринимались и до сегодняшнего дня. В частности, в опухолевых капиллярах большое количество отверстий, способствующих выходу содержимого сосудов в опухоль; как говорят специалисты, опухолевые сосуды "сильно фенестрированы". Опыты по введению химиотерапевтического агента в наночастицах, способных проникать через эти фенестры, но не через здоровые капилляры, в ряде случаев даже увенчались успехом в более безопасном лечении рака.

Второе отличие опухолевых сосудов: сами клетки, выстилающие все кровеносные сосуды, - эндотелиоциты.

Как и у большинства других клеток нашего тела, на их поверхности находятся так называемые кластеры дифференцировки - уникальные молекулы, характерные для определенного типа клеток и составляющие её "портрет". Лицо опухолевых капилляров сильно не похоже на таковое у здоровых. Это можно использовать, соединяя загруженные ядом наночастицы с антителами к уникальным чертам "клеточного лица". Однако, судя по тому, что разнообразные исследования все ещё продолжаются, ни один из вышеописанных экспериментальных методов не обладает стопроцентной эффективностью.

Клагсбурн ещё несколько лет назад нашел в опухолевых эндотелиоцитах РНК, характерные для стволовых клеток, однако показать, что они выполняют аналогичные функции, не удавалось. Новая работа, результаты которой опубликованы в Cancer Cell, стала отличным продолжением старой. Во-первых, ученые вместе с маркерами эндотелиоцитов нашли на их поверхности ещё и черты мезенхимальных стволовых клеток.

Следом всплыли и свойства: в культуре in vitro выделенные из опухоли клетки по желанию ученых превращались в костные или хрящевые.

Выясняется, что "враги" ученых оказались ещё сильнее, чем считалось раньше. Ведь стволовые клетки гораздо устойчивей обычных к каким бы то ни было химиотерапевтическим веществам. Они способны к делению, миграции и даже стимулируют пролиферацию себе подобных.

Хотя, если воспользоваться деталями открытия, можно использовать его и во благо. Именно эндотелиоциты и клетки-предшественники отвечают за прорастание сосудов, которых так не хватает при ишемии конечностей и в постинфарктной мышце. Дадут ли исследования онкологов новые инструменты лечения этих заболеваний - покажет лишь время.

Пётр Смирнов