В Канаде морской лев утащил девочку в воду (видео)В Канаде морской лев утащил девочку в воду (видео)
Северная Корея запустила очередную ракету Pukguksong-2Северная Корея запустила очередную ракету Pukguksong-2
Солист Audioslave и Soundgarden Крис Корнелл покончил с собойСолист Audioslave и Soundgarden Крис Корнелл покончил с собой

Астрономы нашли самую массивную звезду Галактики

Новости науки и техники: Астрономы нашли самую массивную звезду Галактики
Некоторые современные теоретические модели звездообразования позволяют говорить о существовании в нашей Галактике чрезвычайно массивных звезд, которые могут достигать даже полутора сотен масс нашего Солнца.

Однако до недавнего времени звезды массой свыше 83 солнечных масс ученым были практически неведомы. Есть, правда, несколько одиночных звезд (вроде звезды Пистолет (Pistol Star, обнаружена в 1997 году) и эты Киля), масса которых могла бы превышать сотню солнц, однако для того, чтобы измерить звездную массу более достоверно, предпочтительно иметь дело с двойными системами. Ситуация изменилась год назад, после того, как группа канадских, французских и британских астрофизиков, возглавляемая исследователями из канадского Научно-исследовательского астрофизического центра при Монреальском университете в Квебеке (Universite de Montreal`s Centre de recherche en astrophysique du Quebec - CRAQ), сумела отыскать и "взвесить" самую массивную из всех ныне известных звездных пар.

Выпускники Монреальского университета Оливье Шнюрр (Olivier Schnurr), Жюль Казоли (Jules Casoli) и Андрэ-Николя Шене (Andre-Nicolas Chene) вместе с профессорами Энтони Моффетом (Anthony F. J. Moffat) и Николь Сент-Луи (Nicole St-Louis) сумели получить массу крупнейшей звезды типа Вольфа - Райе, входящей в необычайно массивную двойную систему. Звезды Вольфа - Райе отличаются высокой светимостью, температурой и характерными спектрами, они открыты в 1867 году французскими учеными Ш. Вольфом и Ж. Райе. Масса рекордсмена в 116 раз превысила массу нашего Солнца (т.е. заведомо преодолев психологически важный рубеж в сотню солнечных масс). Его компаньон тоже "не ударил в грязь лицом", "потянув" на 89 солнц. Погрешности определения масс (31 и 16 солнечных масс соответственно) довольно велики, однако исследователи отмечают, что яркость их системы значительно превышает яркость прежнего рекордсмена, WR 20a (двойная система, состоящая из звезд массой 83 и 82 солнц), что и позволяет им уверенно говорить о новом рекорде.

Парочка новых супертяжеловесов, получивших обозначение A1, обитает в массивном и плотном звездном скоплении NGC 3603, расположенном в нашей Галактике в 20 тысячах световых лет от Солнца, в направлении на южное созвездие Киля (буквы NGC указывают на номер в так называемом New General Catalogue - Новом общем каталоге туманностей и звездных скоплений, что составлен и опубликован в 1888 году датским астрономом Йоханом Людвигом (Джоном Луисом) Эмилем Дрейером (J.L.E.Dreyer, 1852-1926); само скопление было замечено Уильямом Гершелем в 1834 году). Период вращения этой системы составляет 3,77 суток. Массы были вычислены на основе наблюдений, проведенных с помощью инструмента SINFONI (Spectrograph for INtegral Field Observation in the Near-Infrared) - инфракрасного интегрального полевого спектрографа, установленного на Очень большом телескопе (Very Large Telescope - VLT) Южной европейской обсерватории (European Southern Observatory - ESO) в Чили, - а также снимков в инфракрасных лучах от космического телескопа "Хаббл" (Hubble Space Telescope).

Соответствующая статья ("The very massive binary NGC 3603-A1") опубликована в британском журнале "Ежемесячные сообщения Королевского астрономического общества" (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society - MNRAS). В работе также отмечена близость необычных соседей NGC 3603-A1, в частности, NGC 3603-C - одного из самых ярких источников рентгеновского излучения среди всех известных галактических звезд Вольфа - Райе. Характер этого излучения также указывает на вероятность двойной системы. Исследование показывает, что из двух компонентов, вращающихся возле общего центра масс с периодом 8,9 суток, спектрографу виден лишь один - WN6ha (а в A1 видны оба компонента).

Чем массивнее звезда, тем больше радиации порождает ее ядро. Все это увеличивает внутреннее давление, которое стремится вышвырнуть наружу в окружающее космическое пространство внешние звездные слои - такая звезда должна непрерывно терять вещество, испуская мощный звездный ветер. Оценки абсолютного верхнего предела на массу звезд то и дело корректируются, но в принципе наиболее тяжелый член новооткрытой системы A1 так или иначе должен быть близок к той черте, за которой следует неизбежное самоуничтожение. Сверхмассивные звезды в современную эпоху в нашей Галактике встречаются чрезвычайно редко еще и потому, что они очень быстро сжигают запасы своего ядерного топлива, после чего заканчивают свой эволюционный путь и взрываются (в виде гиперновых, превращаясь в черные дыры) - это происходит спустя всего несколько миллионов лет после их рождения. К счастью, все известные нам тяжеловесы такого рода достаточно далеки от Земли, чтобы представлять для нас в обозримом будущем хоть какую-нибудь опасность.

В Ульяновске запускают первый в России ветряной парк В Ульяновске запускают первый в России ветряной парк