ТОП-дайджест  Хроника  Эксклюзив  Фоторепортажи  Личное мнение  Погода  Комментарии  Поиск  RSS  Интернет-радио  Играть!
Выяснилась правда о детях БезруковаВыяснилась правда о детях Безрукова
Россия будет жить по зимнему времениРоссия будет жить по зимнему времени
Запад должен Мастер-банку $100 млнЗапад должен Мастер-банку $100 млн
Уволен начальник московского метроУволен начальник московского метро
У Сомерхолдера роман со звездой "Сумерек"У Сомерхолдера роман со звездой "Сумерек"
Поставки "Мистралей" в Россию под вопросомПоставки "Мистралей" в Россию под вопросом
Наташа Королева показала фигуру (фото)Наташа Королева показала фигуру (фото)
День донора на Селигере при поддержке LG и Алексея ВоеводыДень донора на Селигере при поддержке LG и Алексея Воеводы
"Черные ящики" Boeing отправят в Британию"Черные ящики" Boeing отправят в Британию
В "Детском мире" установят пятитонные часыВ "Детском мире" установят пятитонные часы
Россия будет жить по зимнему времениРоссия будет жить по зимнему времени
Запад должен Мастер-банку $100 млнЗапад должен Мастер-банку $100 млн
"Ямальская бездна" покорила Интернет (видео)"Ямальская бездна" покорила Интернет (видео)
Facebook запустил новую кнопкуFacebook запустил новую кнопку
Украинцев призвали на войнуУкраинцев призвали на войну
Уволен начальник московского метроУволен начальник московского метро
Безопасный секс на пляжеБезопасный секс на пляже
Выяснилась правда о детях БезруковаВыяснилась правда о детях Безрукова

Новость: 21 июня 15:25: Ретро FM выдаёт "Летнюю Премию"!Ретро FM выдаёт "Летнюю Премию"!

Новости науки и техники: С помощью света можно перемещать предметы
Три шотландских физика научились с помощью света перемещать предметы по кривым траекториям. При этом сам источник света стоит неподвижно. Принцип можно применять для очистки жидкостей от небольших частиц - например, бактерий.

Но для самих физиков это первое практическое применение красивейшего оптического явления - пучка Эйри.

Захватывать и удерживать небольшие непроводящие частицы силой электромагнитных волн учёные научились ещё в 70-х годах прошлого века. С тех пор методика "лазерных щипцов", или "оптического пинцета", как её иногда называют, значительно продвинулась вперёд и нашла применение не только в физических лабораториях, но и в химии, биофизике, структурной и молекулярной биологии и многих других науках.

Например, биологи могут с помощью оптических ловушек перемещать клетки под объективом микроскопа. А химики - растянуть цепочку молекулы ДНК, концы которой закреплены на двух стеклянных шариках, и в деталях изучить, какими свойствами обладают её отдельные участки. Или же - хоть чисто ради интереса - измерить, какую силу надо приложить, чтобы разорвать молекулу на части (если вам тоже интересно - примерно полнаноньютона, это вес пылинки размером в пару микрон).

Однако во всех указанных случаях частицы удерживаются в фокусе сфокусированного объективом лазерного пучка, и для их перемещения нужно либо наклонять объектив - для перемещения из стороны в сторону, либо изменять фокусное расстояние - для коррекции глубины. В принципе, двигать пылинки или клетки можно и неподвижным лучом - свет оказывает небольшое давление на частицы. Но двигаться они будут исключительно вдоль луча, разгоняемые его давлением (know how "лазерных щипцов" - фокусировка пучка - для того и предназначена, чтобы остановить это движение). Лучи же света обычно прямые.

Однако есть и исключения. Хотя электромагнитные колебания распространяются по прямым - не верьте сообщениям о "завязанных в узлы" лучах света - это утверждение относится лишь к потоку энергии в луче. Но для удержания частиц важен не поток световой энергии, а то, насколько её плотность меняется от точки к точке. В фокусе лазерного пучка она максимальна, потому частички и держатся здесь, чуть отодвинутые от самого центра давлением излучения.

Чтобы добиться перемещения света по кривой, двое молодых физиков - Йорг Баумгартль, Майкл Мазилу - и их руководитель Кишан Дхолакия воспользовались одним из "оптических чудес" - пучками Эйри.

В пучке Эйри отдельные световые волны также распространяются по прямой, однако их относительные фазы и амплитуды подогнаны так, что максимум энергии в пространстве вырисовывает постоянную во времени кривую параболической формы. За основной кривой следуют несколько побочных, которые послабее. Поскольку сами электромагнитные волны распространяются всё-таки по прямым, уходя в сторону от парабол, плотность энергии в кривом пучке падает с удалением от источника.

Проблема только в том, что истинный пучок Эйри создать невозможно. Любой ограниченный по краям поток света - будь то луч фонарика или самого совершенного лазера - всегда расходится. Конечно, лазер меньше, а фонарик больше, но расходимость есть всегда. Причина этого в самой природе света, который есть не что иное, как электромагнитные колебания, бесконечное взаимопревращение поддерживающих друг друга электрических и магнитных колебаний.

Бесконечно широкие пучки света - притом с очень чётко подогнанными значениями фазы и амплитуды колебаний поля по всему профилю пучка - могут существовать, не меняясь со временем. Существуют даже два типа таких решений уравнений. Одно из них - так называемые пучки Бесселя, которые двигаются по прямой, а другой - упомянутые пучки Эйри. Вот только бесконечно большой у них должна быть не только ширина, но и энергия. А все "приближённые" пучки со временем всё-таки будут расходиться, хотя и гораздо медленнее, чем лучи обычных лазеров и уж тем более фонариков.

Лишь в прошлом году физики Деметрий Хирстодулидес и Аристид Догариу из Университета Центральной Флориды сначала теоретически обосновали оптимальное такое приближение, а затем и реализовали его на практике. Вместе с коллегами они направили луч лазера на массив из полумиллиона крохотных жидкокристаллических пикселов, коэффициенты отражения и преломления которых были настроены таким образом, чтобы на выходе получился приближённый пучок Эйри. Результаты показали, что ведёт он себя точно так, как предсказывает теория.
Руководитель шотландской группы Университета им. апостола Андрея в Шотландии профессор Кишан Дхолакия уже прославился работой по экспериментальному созданию "лазерных щипцов" на основе пучков Бесселя. Неудивительно, что нечто подобное ему захотелось реализовать и в случае пучков Эйри. Вместе со своими коллегами Йоргом Баумгартлем и Майклом Мазилу он повторил достижение двух американских греков и приспособил получившийся искривлённый "луч" для перемещения объектов по кривой. Результаты этой работы приняты к публикации в Nature Photonics.

В качестве объектов выступали крохотные, диаметром всего полтора микрона стеклянные шарики, порошок которых он развёл в воде, получив "стеклянную суспензию". Слой этой суспензии толщиной всего 0,1 миллиметра учёные налили в крохотный бочонок шириной в несколько десятков микрон. Через его прозрачное дно они пропустили пучок Эйри, предварительно сжатый в 100 раз для увеличения плотности энергии.

Светового потока 25-милливатного аргонного лазера оказалось достаточно, чтобы поднять частицы над поверхностью, а искривлённая форма пучка направила движение частиц в заданном направлении. За пару минут все стеклянные шарики из одного сектора бочонка были переброшены в другой. Посмотреть на первые полминуты этого процесса можно на видеоролике, предоставленном "Газете.Ru" авторами.

Правда, полностью очистить сектор не удалось - физически сектора ничем не разделены, и стеклянные шарики продолжали прибывать в "эвакуируемый угол" со стороны соседей. Но добиться стационарного режима получилось. Чтобы удостовериться, что никакого обмана нет, Дхолакия и его коллеги развернули пучок наоборот и так же скоро очистили только что заполненный сектор.

"Мы явно показали, что некоторые пучки света не расползаются, а могут заворачивать за углы и даже перемещать таким образом частицы", - сказал профессор Дхолакия. А Йорг Баумгартль уверен, что эта методика обязательно найдёт применение в клеточной биологии и сортировке частиц.

Артем Тунцов

Хроника новостей: Новости шоу-бизнеса Хроника новостей
"Ямальская бездна" покорила Интернет (видео)

В России изучат реакцию человека на Луну

Студенты полетят на Марс на астероиде

Раскрыт секрет полета крупнейшей птицы в истории Земли

Астрономы изучили формирование Меркурия из протопланеты

Наводнения предскажут по гравитационному полю Земли

Cейсмология расскажет ученым о возрасте звезд (видео)

Темную материю связали с конденсатом Бозе-Эйнштейна

Из Мирового океана исчезли тонны мусора

В Токио автобус начал ездить на водорослях

Ученые научились управлять стихией

Ученые нашли обитаемую планету

Ученые обнаружили тройную черную дыру

Вселенная должна была погибнуть сразу после появления

Curiosity снял селфи на Марсе

Ученые разработали непривычный плащ-невидимку

На Титане нашли аномалию

NASA выбрало астероид для высадки

"Сатана" выведет на орбиту сразу 33 космических аппарата

Ученые разгадали тайну шаровой молнии

Ученые нашли "Мегаземлю"

"Союз" доставит туристов на Луну

Ученые засняли грандиозное извержение на Солнце (видео)

В Нижнем Новгороде специалистам был представлен препарат Ацеллбия

30 процентов владельцев телефонов в России мечтают приобрести iPhone

Физики продемонстрировали надежную квантовую телепортацию

Астрономы нашли рядом с Землей галактику-загадку

Ученые обнаружили "колыбель" 70 тыс звезд

Компания SOTIO исследует иммунотерапевтическое лечения рака.

Ученые опровергли теорию эволюции