Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

Ученые научились выращивать клетки поджелудочной железы

Новости науки и техники: Ученые научились выращивать клетки поджелудочной железы
Новости по теме: Как быстро похудеть: 3 важных фактора
Международной группе исследователей из Университета Северной Каролины (США) и Киотского университета (Япония) удалось трансформировать клетки кожи человека в клетки поджелудочной железы, способные производить инсулин.

Инсулин - гормон, нехватка или отсутствие которого является главной причиной возникновения сахарного диабета. Подобное открытие стало настоящим прорывом в эндокринологии, ведь теперь миллионы людей, страдающих от диабета, смогут отказаться от постоянных ограничений в питании и инъекций инсулина и обрести утраченное здоровье.

Ранее восстановление клеток поджелудочной железы считалось невозможным, и врачи могли только приостановить развитие болезни, контролируя уровень сахара в крови. Инсулин и сахароснижающие препараты считаются единственным способом противостоять диабету. В связи с этим медики придавали огромное значение разработке средств, которые бы излечивали, а не просто "сдерживали" диабет.

Исследователи из Северной Каролины целенаправленно шли к своему открытию, ведь проблема диабета стоит очень остро именно в Соединенных Штатах, где приблизительно 24 млн американцев страдают от повышенного уровня глюкозы в крови. "Сахарный диабет является одной из главных причин преждевременной смертности в развитых странах, - рассказал РБК daily доктор медицинских наук, заместитель председателя комитета по охране здоровья Государственной думы Сергей Колесников. - А Россия, к сожалению, не сильно уступает США по количеству больных диабетом. Кроме того, ситуация в России осложнена тем, что обеспечение больных диабетом сахароснижающими препаратами и инсулином до сих пор находится на достаточно низком уровне. Поэтому любые инновационные разработки в сфере диабетологии имеют очень большое значение как для науки, так и для практической медицины".

Организм диабетиков просто не способен производить или использовать инсулин, который является главным поставщиком глюкозы в клетки и ткани организма. В связи с нарушением его выработки фактически все пациенты с диабетом 1-го типа, наиболее тяжелой формой, вынуждены прибегать к ежедневным инъекциям инсулина, чтобы избежать опасного повышения уровня сахара в крови, гиперґгликемии и последующей комы. До недавнего времени единственным способом полного избавления от нехватки инсулина казалась пересадка здоровых клеток поджелудочной железы. Ученые даже научились трансплантировать производящие инсулин бета-клетки поджелудочной железы от здорового человека больному. Однако, учитывая чрезвычайную нехватку доноров, высокий процент отторжения пересаженных клеток и не менее высокую стоимость операции, данный метод не смог стать панацеей от диабета.

Работа же ученых из американского и японского университетов была ориентирована на производство инсулиновых бета-клеток непосредственно из клеток другой легковосстанавливающейся ткани пациента - кожи. "Открытие ученых действительно может стать настоящим прорывом в лечении диабета инсулинозависимого типа, - заявил РБК daily кандидат медицинских наук, доцент кафедры биохимии РГМУ Николай Адрианов. - Так, для людей, страдающих диабетом 1-го типа, когда поджелудочная железа просто не вырабатывает свой инсулин, пересадка бета-клеток островков Лангерганса станет настоящим спасением. Однако в случае, если "отказ" поджелудочной железы вырабатывать инсулин обусловлен генетическими нарушениями и является наследственным, получить инсулин из клеток кожи такого пациента вряд ли удастся. Кроме того, пересадка клеток, вырабатывающих инсулин, поможет только инсулинозависимым пациентам. Людей же, страдающих диабетом 2-го типа - инсулинонезависимой формой, пересадка бета-клеток не вылечит. Эта форма сахарного диабета, являющаяся, кстати, самой распространенной, характеризуется тем, что инсулин в организме продолжает вырабатываться, а вот клеточные рецепторы становятся к нему нечувствительными. Однако, несмотря на то что открытие американских ученых поможет не всем диабетикам, а лишь ограниченному кругу пациентов, возможность производить бета-клетки все равно является сенсационным событием".

Открытие ученых стало возможным благодаря инновационному методу клеточного репрограммирования: клетки кожи сначала модифицировались в плюрипотентные стволовые клетки, которые, в свою очередь, преобразовывались в любой эмбриональный или взрослый тип клетки - в данном случае в бета-клетки поджелудочной железы. Для того чтобы трансформировать клетки кожи в плюрипотентные клетки, американские ученые прибегли к помощи профессора Киотского университета Синьи Яманаки, который подобрал комбинацию определенных факторов - белков, управляющих активностью генов в клетке. Именно с помощью этих факторов стало возможным контролировать процесс перерождения клеток кожи именно в стволовые клетки нужного типа. А после получения "стратегического материала" для восстановления пораженной железы были созданы специальные условия, побуждавшие клетки делиться и воспроизводить себе подобных. Эти результаты уже признаны Американской ассоциацией диабета сенсационными, ведь ученым впервые удалось "уговорить" стволовые клетки кожи дифференцироваться в функционирующие клетки поджелудочной железы. Президент Американской ассоциации диабета Джон Бьюс уже заявил, что хотя открытие ученых требует дальнейших исследований и пристального изучения, идея создания средства для излечения от сахарного диабета как никогда близка к своему воплощению.

Екатерина Люльчак