Подводная лодка Michigan прибыла в Южную КореюПодводная лодка Michigan прибыла в Южную Корею
Россию обвинили во вмешательстве в выборы во ФранцииРоссию обвинили во вмешательстве в выборы во Франции
В Иркутске заработал крупнейший в стране скалодромВ Иркутске заработал крупнейший в стране скалодром
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран

Обнаружен "Интернет" инопланетян

Новости науки и техники: Обнаружен "Интернет" инопланетян
Интернет-узел "Полярная звезда" расположен точно на Севере.
Через два года гигантский прибор в Антарктиде сможет ловить сигналы пришельцев.
У землян есть шанс узнать, что обсуждают в своих блогах братья по разуму, и самим подключиться к межгалактической сети.

Узлы вокруг нас

Высокоразвитые цивилизации, несомненно, существующие на бескрайних просторах Вселенной, давно создали сеть наподобие нашего Интернета. И с его помощью общаются друг с другом. Может быть, не настолько тесно, как мы. Но межгалактическая "паутина" как минимум позволяет обмениваться некой важной информацией.

К такому, прямо скажем, фантастическому выводу пришел известный астрофизик, специалист по космическому излучению, физике высоких энергий и нейтрино, профессор Джон Лернед из Гавайского университета в Гонолулу. "Афтар жжот", - обычно говорят в подобных случаях члены земного интернет-сообщества. В смысле привирает. Возможно. Но его доводы опубликовал самый авторитетный научный журнал Nature.

Ученый уверяет, что обнаружил узлы межгалактической сети. Многие видны даже с Земли - порядка 500 штук, расположенных в районе Млечного Пути. А до ближайшего - "всего" 431 световой год. Взглянуть на него может каждый. Это знаменитая Полярная звезда - ориентир для всех мореплавателей и путешественников.

Кто-то там подмигивает

Полярная звезда принадлежит к классу странных и загадочных объектов Вселенной - так называемых цефеид. Они звезды - гиганты и сверхгиганты. Светят гораздо ярче Солнца - в сотни и тысячи раз. Различимы с невообразимого расстояния - в 60 миллионов световых лет. Эдакие маяки.

Интернет-узел "Полярная звезда" расположен точно на Севере.

Странность цефеид в том, что они пульсируют. Их блеск меняется с некой закономерностью. И весьма сильно. По крайней мере изменения можно уловить. Проще говоря, эти звезды мигают, причем с разной периодичностью - иногда очень быстро. И то увеличиваются, то уменьшаются в размерах. Что-то там внутри их происходит. И возможно, по мнению Джона Лернеда, не само по себе. А под влиянием вмешательства извне. То есть инопланетян.

Земные астрономы, конечно, знают об удивительном поведении цефеид. Более того, постоянно следят за ними, используя как ориентиры для определения расстояний до других звезд и галактик. Наверное, и высокоразвитые цивилизации поначалу занимались тем же самым, пока не догадались, как гавайский профессор, что пульсирующие звезды пригодятся и для другого. Или уже пригодились. Для передачи разумных сигналов.

- Мы наблюдаем за цефеидами уже более ста лет, - говорит профессор. - Есть точные данные по изменению блеска. Проанализировать их на предмет интеллекта - лишь вопрос времени. Учитывая возможности нынешних компьютеров, потребуется не более двух месяцев.

- Милое предложение, - поддержал коллегу Сет Шостак, главный астроном института SETI в Калифорнии (США), который занимается поисками внеземных цивилизаций. Он, кстати, не сомневается, что они - цивилизации - точно будут обнаружены в ближайшие 20 лет.

- Интересная идея, которая может быть проверена, - говорит известный физик Фриман Дайсон из Института передовых исследований в Нью Джерси (США). - Кто-то должен взглянуть на архивы по этим звездам и посмотреть, нет ли специфических вариаций яркости.

Укол в сердце звезды

Как можно вмешаться в поведение колоссального раскаленного шара? И заставить его мигать, допустим, двоичным кодом? Лернед знает способ, который поможет "загрузить" в цефеиду полезную информацию, доступную восприятию сообразительных братьев по разуму.

Профессор и его коллеги полагают, что быстро усилить или уменьшить свечение пульсирующей звезды можно, облучив ее пучком нейтрино-элементарных частиц, которые не знают преград и способны проникнуть в самую глубь цефеиды.

- Пучок нейтрино повлияет на термоядерную реакцию внутри звезды и ускорит нарастание ее блеска, - говорит ученый. - Манипулируя мощностью и продолжительностью воздействия, можно кодировать информацию. Цефеида отреагирует, словно человеческое сердце, в ответ на электрический разряд. Изменит частоту "пульса", который станет отличаться от естественного.

Братья по разуму, вам e-mail

Где взять нейтрино? Лернед и это знает. Он разработал своего рода излучатель, в основе которого мишень из сапфира. Если направить на нее пучок протонов, разогнанных в ускорителе, то в итоге в результате столкновений получатся нейтрино. Надо будет отмерять их необходимыми порциями и посылать к ближайшей цефеиде. Например, к той же Полярной звезде. И она станет транслировать "загруженную" информацию. Допустим, координаты Земли. Братья по разуму увидят этот галактический e-mail, обрадуются и прилетят к нам.

По прикидке профессора, предложенная им технология позволила бы посредством цефеид передавать данные со скоростью около 200 бит в год. Маловато. Но и наш, земной Интернет не сразу достиг нынешних фантастических скоростей.

Странное поведение Полярной звезды

Для начала Лернед предложил внимательно присмотреться к уже имеющимся данным по цефеидам. Мол, нет ли в них чего-нибудь странного. Вдруг какая-то из этих звезд- узлов изменила порядок своего мерцания. Что может свидетельствовать о вмешательстве извне и нести инопланетное послание.

- Последствия будут изумительными, - уверял Лернед.

И как в воду глядел. Совсем недавно стало известно, что ближайшая к нам цефеида - Полярная звезда (Polaris), до которой 431 световой год, неожиданно стала мигать не так, как раньше. Резкое изменение в характере ее пульсации обнаружила международная группа астрономов под руководством Ханса Брантта из Сиднейского университета (Австралия). Межгалактический Интернет дал о себе знать?

Шифровка из Вселенной?

В 1900 году в течение одной пульсации Полярная звезда меняла яркость примерно на 10 процентов. В 1998 году - на 2. Затем амплитуда колебаний стала расти. И ныне звезда меняет яркость на 4 процента. Импульсы возникают с разной периодичностью в 2, 3, 6, 40 дней. Но что бы это значило, непонятно. Да и несут ли сигналы какой-то смысл? Даже сам Лернед сказать не может. Тут необходимо более тщательно проанализировать силу, частоту и продолжительность импульсов - параметров, способных нести закодированную информацию. Пока же ученые лишь зафиксировали феномен. Поэтому рано еще делать окончательные выводы о его природе. Кто знает, вдруг инопланетяне и в самом деле приложили руку, а точнее - потоки нейтрино к Полярной звезде. "Загрузили" ее.

Данные, полученные Хансом Бранттом, опубликованы в Астрофизическом журнале (Astrophysical Journal - http://arxiv.org/abs/0804.3593.). Желающие могут найти и заняться расшифровкой.

- Думаю, профессор Лернед, - комментирует гипотезу коллеги директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергей Язев, - дает волю фантазии, утверждая, что посредством нейтрино можно вмешаться в режим термоядерного горения звезды. Это далеко не факт.

Насчет инопланетян, - продолжает Сергей Артурович. - Сегодня модно искать следы их вмешательства везде, где пока не удается найти нормального научного объяснения. Кстати, предыдущие 14 столетий все непонятное относили к воле Господа Бога. Мол, ему так угодно было.

Ученый поведал, что еще 20 лет назад весьма серьезные российские исследователи (он лично их знает) искали следы внеземного разума в характере и периодичности появления пятен на Солнце. Но не нашли.

- Полагаю, что в основе изменения блеска пульсирующих звезд все-таки лежат природные явления, - говорит Язев. - Но в то же время... Я бы не дал голову на отсечение, утверждая, что инопланетяне совсем уж тут ни при чем. Ничтожная вероятность их вмешательства есть.

Братьев по разуму найдут в Антарктиде

Международная команда ученых строит сейчас в Антарктиде прибор, сравнимый по масштабам с Большим адронным коллайдером (БАК), рабочие запуски которого ожидаются весной следующего года под землей на границе Франции и Швейцарии.

Прибор на Южном полюсе - это Ледяной куб (IceCube). Название отнюдь не образное - в кубе, уходящем под лед на два с лишним километра, размещают сеть детекторов. Они будут следить за прилетающими из космоса нейтрино - практически неуловимыми частицами, лишенными заряда, почти не обладающими массой, которые со скоростью света насквозь прошивают Землю, будто ее и нет.

Нейтрино - спутники загадочных объектов и процессов во Вселенной - черных дыр, взрывов сверхновых, темной материи. И возможно, деятельности инопланетян. А они - инопланетяне - могут производить нейтрино не только для межгалактического Интернета. Но и просто в результате своих физических экспериментов. Узнать о них и позволит Ледяной куб.

Большой адронный коллайдер и пришельцы

Здесь, на Земле, чтобы проникнуть в тайны материи, местные физики построили Большой адронный коллайдер (БАК). Собираются для начала разбивать вдребезги протоны - положительно заряженные частицы, летящие со скоростью света. Но еще интереснее разбивать мюоны - частицы, обладающие, как электроны, отрицательным зарядом, только гораздо тяжелее. И смотреть, что получится.

По прикидкам ученых, энергия столкновения мюонов будет так велика, что они породят мощный поток нейтрино. Который прошьет Вселенную.

Как полагает Зураб Силагадзе, старший научный сотрудник Института ядерной физики в Новосибирске, характеристики рукотворных нейтрино будут отличаться от природных. И братья по разуму, находящиеся в другой галактике, заметив их, поймут, что тут не обошлось без интеллекта. Более того, смогут засечь, откуда был послан поток. По крайней мере наш Ледяной куб позволит сделать и то и другое. То есть он вполне пригоден для приема и распознавания случайных посланий внеземных цивилизаций. А то, что они могут появиться, Зураб Карлоевич не исключает.

- Если у нас есть идеи сталкивать мюоны, то инопланетяне, если они существуют, тоже об этом подумывают, - сказал ученый в интервью авторитетному журналу NewScientist.

Иными словами, если братья по разуму построят свой БАК, то мы об этом узнаем. А они узнают о нашем. Мало было прежних страхов по поводу экспериментов на коллайдере. Мол, случится Большой взрыв, засосет в черную дыру... Вот довесок: "засветимся" однозначно. Или мы этого хотим?

КСТАТИ

Ледяной куб встанет на прослушку

Силагадзе не первым предположил, что потоки нейтрино могут быть связаны с некой разумной деятельностью во Вселенной. Почти 30 лет назад его американские коллеги выдвинули гипотезу: инопланетяне используют их для обмена секретными сообщениями. Секретными - от нас землян. Потому что мы неспособны их перехватить. Еще два года - и земляне будут способны. Вот запустим Ледяной куб и начнем перехватывать. Не только "случайные" нейтрино.

- Нейтрино откроют нам новое окно во Вселенную, - уверен руководитель проекта Францис Хальцен из Университета Висконсина (США).

США готовятся отправить F-35 к границам России США готовятся отправить F-35 к границам России