Роскомнадзор объяснил, почему заблокировал IP-адреса Google
Полиция стягивает силы в центр Еревана
В Ереване задержали лидера оппозиции Пашиняна
В Ереване прошла встреча премьера Армении с лидером оппозицииВ Ереване прошла встреча премьера Армении с лидером оппозиции
Серж Саргсян назвал условия отставкиСерж Саргсян назвал условия отставки
Лондон признал невозможность полной защиты от кибератакЛондон признал невозможность полной защиты от кибератак
Советники Трампа считают отказ КНДР от ядерных испытаний "ловушкой", пишeт WPСоветники Трампа считают отказ КНДР от ядерных испытаний "ловушкой", пишeт...
США могут оставить авианосец "Гарри Трумэн" в Средиземном море
В МВФ назвали основные угрозы мировой экономике
Эрдоган заявил об угрозе Турции со стороны СШАЭрдоган заявил об угрозе Турции со стороны США
Роскомнадзор объяснил, почему заблокировал IP-адреса GoogleРоскомнадзор объяснил, почему заблокировал IP-адреса Google
Роскомнадзор опроверг данные о сбоях из-за блокировки подсетей AmazonРоскомнадзор опроверг данные о сбоях из-за блокировки подсетей Amazon

Нобелевскую премию по химии могли получить россияне

Новости науки и техники: Нобелевскую премию по химии могли получить россияне
Зеленый флуоресцентный белок может сделать пятачок хрюшки желтым...
Благодаря открытию россиян в зоомагазинах начали продаваться разноцветные аквариумные рыбки, светящиеся в темноте. Нобелевский комитет Королевской шведской академии наук огласил имена ученых, которые получат в этом году Нобелевскую премию по химии.

Столь высокой чести они удостоились за открытие и исследование зеленого флуоресцентного белка (GFP), ставшего одним из ключевых инструментов в биологической науке. В список лауреатов вошли три специалиста, которых вполне можно назвать американцами, поскольку все они большую часть жизни провели в США и свои важные открытия делали именно там. Награду поделят между собой Осаму Шимомура - выходец из Японии - и два американца - Мартин Чэлфи из Нью-Йорка и Роджер Цьен из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

"Они достаточно независимо работали, - рассказывает главный российский специалист по флуоресцентным белкам Сергей Лукьянов, - то есть это не одна команда ученых. Шимомура сделал одно, следующий шаг - Чэлфи, затем Цьен это все раскрутил. Еще один американец, Дуглас Прашер, тоже сделал свою работу - он смог выделить ген, но он не сработал, поэтому Прашеру не дали эту премию. Здесь ничего не поделаешь. Тем не менее, все три лауреата достойны и очень талантливы. Все они в достаточной степени внесли существенный вклад в эту технологию. Это и называется "удовлетворением": если бы получили премию какие-то недостойные люди, то было бы обидно, но в данном случае всё очень достойно".

В далеком 1960 году Осаму Шимомура выделил этот белок из медузы Aequorea Victoria. Он изучал природу биолюминесценции и показал, что есть белок aequorin, который при соединении с кальцием испускает синий свет. А другой белок, абсобрируя этот свет, флюоресцирует зеленым. Этот белок так и назвали - Green Fluorescent Protein. Шимомура интересовался в основном химией этой флюоресценции и вопросы практического применения белка его особенно не интересовали.

И только в 1987 году американец Дуглас Прашер придумал использовать этот белок в качестве своеобразной молекулярной метки. Он выделил ген GFP и "привязал" его к гену гемоглобина таким образом, что готовый белковый продукт гемоглобина содержал флюоресцирующий GFP-хвост. На основе результатов работы Прашера проводил свои исследования Чэлфи.

Теперь этот белок широко используется для изучения различных биологических процессов - его присоединяют к другим белкам, а затем выясняют их местоположение благодаря флюоресценции. Этот метод позволяет, в частности, наблюдать за ростом раковых опухолей, как влияет на мозг болезнь Альцгеймера и каким образом растут в организме бактерии, вызывающие заболевания. В отличие от большинства флюоресцентных молекул, GFP и его производные обладают гораздо меньшей фототоксичностью и при введении в живые клетки организма не столь сильно понижают их устойчивость к воздействию света.

Среди ученых, которые углубленно занимались исследованиями в этой области, были и россияне, в частности уже упомянутый Сергей Лукьянов - доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией в Институте биоорганической химии имени М. Шемякина и Ю. Овчинникова. Сергей Анатольевич решил идти другим путем и пока все ринулись искать другие флуоресцирующие протеины в разных медузах, он начал поиск в кораллах.

Ген, который удалось клонировать российским ученым в коралле, ученые из юго-восточной Азии поместили в аквариумную рыбку Данио Рерио (Brachydanio rerio). Лет 20 назад все эти рыбки были голубовато-серого цвета, а теперь стали красными или розовыми. Теперь эту маленькую красивую рыбку можно купить в зоомагазинах по всему миру.

Кроме того, стало возможным окрашивать в различные цвета и других животных, благодаря чему в лабораториях по всему миру стали появляться светящиеся в темноте мыши и коты, хрюшки с желтыми пятачками и прочие существа невероятного окраса.

Полиция стягивает силы в центр Еревана

Заключить под стражу предпринимателей теперь станет сложнее. Заключить под стражу предпринимателей теперь станет сложнее.