В Индонезии обломки затонувших кораблей исчезли со дна моряВ Индонезии обломки затонувших кораблей исчезли со дна моря
Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президентаПарламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президента
Найдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн летНайдены фрагменты хвоста динозавра, которому 99 млн лет

Ученые собираются разгадать главную загадку Антарктиды

Новости науки и техники: Ученые собираются разгадать главную загадку Антарктиды
Ученые собираются разгадать главную загадку Антарктиды - тайну горной гряды Гамбурцева.

Корреспондент Би-би-си Джонатан Амос считает, что, возможно, это будет последняя великая экспедиция на Земле. Гряда Гамбурцева расположена в восточной части Антарктиды. Ее протяженность составляет около 1200 километров. Самая высокая точка гряды - 3400 метров от подножия до вершины.

По своим масштабам горы Гамбурцева сопоставимы с Альпами в Европе. Единственная загвоздка заключается в том, что они расположены под слоем льда и снега толщиной от 600 метров до 4 километров.

Горная гряда была открыта в 1958 году третьей советской антарктической экспедицией под руководством Евгения Толстикова и названа в честь советского ученого-сейсмолога Григория Александровича Гамбурцева.

Ученые собираются выяснить, каким образом этот массив мог образоваться, а самое главное сохраниться в самом центре Антарктиды.

"Этот регион является полнейшей загадкой, - говорит доктор Фаусто Ферраччиоли из Британской организации исследования Антарктики. - Он расположен в середине континента. Большинство гор находятся у берегов Антарктиды, и мы в самом деле не можем понять, что эти горы делают в центре континента".

В экспедиции принимают участие ученые и инженеры из США, Великобритании, Германии, Австралии, Китая и Японии.

"Вы можете рассматривать это как исследование другой планеты, но на Земле", - сказал доктор Ферраччиоли.

Для научного сообщества открытие гряды в центре южного материка явилось полной неожиданностью, так как раньше считалось, что гор там быть не должно.

"Есть два простых способа формирования гор, - объясняет ведущий американский исследователь в экспедиции доктор Робин Белл. - Один - столкновение континентов. Но после столкновения, они эродируют, разрушаются. Последнее такое столкновение произошло более 500 миллионов лет назад. То есть их здесь просто не должно быть".

"Второй способ - горячая точка, [c вулканами, которые пробиваются сквозь земную кору] как, например, на Гавайях. Но свидетельств того, что подо льдами было бы очень горячо, мы не видим", - говорит Робин Белл.

"Все это похоже на историю, как будто бы археолог открыл гробницу в древней пирамиде и увидел, что внутри сидит космонавт. Этого просто не может там быть", - повторяет доктор Белл.

По одной из версий, именно район Гамбурцева был центром формирования ледяной шапки Антарктики. Более 30 миллионов лет назад на Земле значительно похолодало, и в этих краях образовались мощные ледники, которые затем слились в одно целое, образовав гигантский ледяной массив.

Экспедиция рассчитывает получить важные данные о климатических процессах в районе южного и северного полюсов.

Для изучения скрытых ледниками антарктических Альп будут использованы два специальных самолета, оборудованные средствами для сканирования льдов и измерения гравитационных и магнитных полей.

Чтобы понять глубинную структуру гор Гамбурцева, ученые установят специальные сейсмометры, которые будут фиксировать отголоски землетрясений, происходящих на другой стороне планеты.

Кроме того, ученые собираются взять образцы воздуха с разных глубин ледника над горами, чтобы понять какой была среда в этом районе Антарктиды миллионы лет назад.

По мнению, участников экспедиции в так называемой Антарктической провинции Гамбурцева есть участки, где можно получить образцы льда и зажатого в нем воздуха, которым более миллиона лет.

В настоящее время ученые располагают образцами льда, которому 200 тысяч лет.

Экспедиция займет примерно два с половиной месяца. Об этом сообщает BBCrussian.com.
Известия науки http://www.inauka.ru