В Башкирии водители маршруток устроили перестрелкуВ Башкирии водители маршруток устроили перестрелку
В Белгородской области врачи забыли в теле пациентки бинтВ Белгородской области врачи забыли в теле пациентки бинт
"Прогресс" успешно стартовал с космодрома Байконур"Прогресс" успешно стартовал с космодрома Байконур
На пляже во Флориде был найден труп недоеденной акулыНа пляже во Флориде был найден труп недоеденной акулы
Украина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию ЧуркинуУкраина заблокировала заявление СБ ООН, посвященное Виталию Чуркину

Учёные нашли смысл в мусорной ДНК

Новости науки и техники: Учёные нашли смысл в мусорной ДНК
Почти 15 лет генетики считали, что у многократно повторяющихся фрагментов генома, так называемой мусорной ДНК, нет никакой функции. Странные последовательности в ДНК высших организмов могли превращаться в экзоны, строительные кирпичики генов, кодирующих белки.

Но лишь недавно учёные из университета Айовы (University of Iowa) установили, что большая часть образованных экзонов играет важную роль в регуляции генов.

Данное исследование ещё раз показало, что человек отличается от других животных, в том числе и от всех приматов, кроме человекообразных обезьян.

Почти половина генома Homo sapiens состоит из повторяющихся фрагментов ДНК, например из транспозонов, последовательностей, которые способны перемещаться по геному. Транспозоны делятся на ретротранспозоны и ДНК-транспозоны. Первые транскрибируются в РНК, а затем заново встраиваются в геномную ДНК.

В человеческом геноме наиболее распространённая форма ретротранспозонов (а они составляют около 40% генома) - Alu-элементы, которые существует в виде более чем миллиона копий и занимают около 10% всей ДНК.

Эти самые Alu-элементы - основной источник новых экзонов. Но так как Alu-элементы являются специфическими ретротранспозонами приматов, генетики полагают, что образованные из них экзоны могут отвечать за появление у приматов уникальных черт. "Мы хотели бы лучше понять этот процесс", - говорит глава исследования профессор И Син (Yi Xing).

Чтобы изучить влияние экзонов, образованных благодаря Alu-элементам, на экспрессию генов в человеческом организме, исследователи использовали высокоплотный микромассив экзонов. Такая технология позволила наблюдать сразу за шестью миллионами проб. Поэтому генетики смогли изучить паттерны экспрессии всех человеческих экзонов (330 "Alu-экзонов" в 11 видах тканей).

О полученных данных и результатах исследователи отчитались в статье, опубликованной в открытом доступе в журнале PLoS Genetics, а также в пресс-релизе университета.

Некоторое количество экзонов обладало интересными функциональными характеристиками, поэтому к ним учёные присмотрелись повнимательнее.

"Сотни экзонов в геноме человека образуются из Alu-элементов. Микромассив позволяет быстро идентифицировать экзоны, которые имеют отношение к регулированию экспрессии и функций генов", - рассказывает постдок Лань Линь (Lan Lin).

Так анализ человеческого гена SEPN1, который известен своим участием в развитии мышечной дистрофии у некоторых людей, показал, что появление соответствующего Alu-экзона произошло уже после разделения ветвей эволюции человека и шимпанзе. Правда, для этого исследователям пришлось сравнить полученный результат с теми же данными от тканей макак и шимпанзе.

"В этом случае экспрессия данного экзона происходит на высоком уровне именно в мускулах какого-то определённого человека, но не у другого человека или в тканях обезьян, не относящихся к человекообразным. Таким образом, получается, что экзон обладает особой функцией внутри мускула, и при этом она присуща только человеку", - добавляет Син.

На 61-м году жизни скончался актер Билл Пэкстон На 61-м году жизни скончался актер Билл Пэкстон