Сегодня будет приведен к присяге 45-й президент СШАСегодня будет приведен к присяге 45-й президент США

Сероводород помогает организму расширять сосуды

Новости общества: Сероводород помогает организму расширять сосуды
У вонючего сероводорода обнаружилась неожиданная и очень полезная функция - этот газ помогает организму расширять сосуды. Неизвестный прежде регуляционный механизм обещает появление целого класса новых лекарств для борьбы с высоким давлением крови.

Когда у одной проблемы имеется десяток разных решений, нельзя исключать, что найдётся и одиннадцатое. Возможно, с таких позиций Соломон Снайдер из Американского университета имени Джона Хопкинса и его коллеги в США и Канаде подошли к вопросу о повышении кровяного давления. И не зря - им удалось не просто найти новый препарат, ученые создали настоящий плацдарм для разработки целого класса лекарств.

Известно, что полезные вещи не всегда имеют приятный вкус. Теперь, как выясняется, то же относится и к запаху.

Физиологи неопровержимо доказали, что обычный сероводород, H2S очень хорошо расширяет сосуды. И этот механизм можно использовать для регуляции кровяного давления.

Сама идея с сигнальными молекулами-газами не нова. За открытие роли оксида азота в работе сердечно-сосудистой системы в 1998 году Роберт Ферчготт, Луис Игнарро и Ферид Мурад получили Нобелевскую премию. А тот факт, что синтезируемый выстилающими сосуды изнутри эндотелиоцитами NO эффективно, а главное, быстро расширяет мелкие кровеносные сосуды - залог популярности нитроглицерина и его производных по всему миру.

Чуть позже компанию NO составил CO - угарный газ, который, несмотря на свою высокую токсичность, увеличивает проницаемость сосудов; правда, действие угарного газа основано на его физико-химических свойствах, а не на участии в какой-либо сигнальной реакции. В отличие от CO сероводород действует не только в критических ситуациях. Снайдер и его исследовательская команда считают, что это полноценный механизм регуляции, ни в чем не уступающий "нобелевской" системе оксида азота.

Во всех органах животных "тухлый газ" образуется в большинстве своем из аминокислоты цистеина при помощи фермента цистатионин-гаммалиазы. И чтобы изучить действие сероводорода, ученые генетически заблокировали - конечно, не у человека, а у подопытных мышей - производство этого фермента клетками. В результате в сосудах сероводорода не стало, хотя из пищеварительной системы запах не исчез - здесь H2S синтезируют бактерии, а не хозяйский организм.

Давление при этом уже на первых двух месяцах подскочило на 18 мм рт. ст, и это даже в случае, когда сохранялась одна рабочая копия гена.

Полное выключение гена обошлось мышам-мутантам в 28 мм рт. ст. "здоровья", и давление ещё и нарастало с возрастом. 28 мм ртутного столба - это не много ни мало 20% обычного уровня кровяного давления мышей, на который оно неизменно возвращается вне зависимости от нагрузок и колебаний.

Все дальнейшие эксперименты только подтвердили правоту Снайдера и его коллег. Химический анализ подтвердил низкий уровень сероводорода в крови, а дальнейшие физиологические эксперименты неопровержимо доказали связь сероводорода и давления крови.

Сначала авторы публикации в Science продемонстрировали, что введение сероводорода мутантным мышам действительно снижает кровяное давление: нетоксичными дозами им удалось добиться уменьшения уровня на 39 мм рт. ст. - сверхэффективный показатель даже для самых современных препаратов, используемых в клинической практике с этой целью.

По мнению исследователей, сероводород, выделяемый в клетках эндотелия, диффундирует к гладким мышцам клетки сосуда, что изменяет ток ионов калия. В результате мышцы расслабляются, а сосуды расширяются - и давление падает.

Ещё один факт позволил окончательно дорисовать схему регуляции.

Перебирая разнообразные лекарства для снижения давления, учёные обнаружили, что введение метахолина, аналога медиатора ацетилхолина, не приводило к снижению давления у мутантных мышей.

По мнению учёных, всё начинается с нервной системы, которая, решив по каким-то причинам, что давление в сосудах слишком высокое, выделяет медиатор из нервных окончаний. Тот действует на эндотелий сосудов, а клетки эндотелия образуют сероводород с помощью цистатионин-гаммалиазы. Поскольку этого фермента у мутантных мышей нет, то и метахолин им не помог.

То, что в дополнение к уже известным гормональным и нервным системам регуляции обнаружилась ещё одна, не так удивительно - у организма много дублирующих друг друга систем.

Фармакологам же это дает шанс на разработку нового класса препаратов - в дополнение к десятку уже существующих.

В клинической практике терапию приходится менять каждые два-три года, так что необходимость новых лекарств очевидна.

Впрочем, насколько эффективным окажется подобное лечение, пока не ясно. Во-первых, неизвестно, является ли дефицит сероводорода важной причиной высокого давления у людей. А во-вторых, низкая растворимость газа затрудняет его доставку к сосудам.

Но важности работы, продемонстрировавшей, что и в классической физиологии далеко не все ясно, это отнюдь не умаляет.
Газета.ru http://www.gazeta.ru

Испанские врачи спасают 8-летнюю российскую девочку

Тысячи паломников прибыли на берега Иордана

Православный мир готовится отмечать Крещение Господне

Петербург остался без грифонов

В Китае нашли 600-летнюю статую Будды

В Красноярске малышей закаляют на морозе

Ученые создали долговечные солнечные батареи

Экологов беспокоит стремительное загрязнение воздуха в Юго-Восточной Азии

В Великобритании мужчина готовится родить ребенка

На Камчатке водитель иномарки не пропустил машину скорой помощи

В Москве готовятся ко 2 волне эпидемии гриппа

30 поселений для экологического туризма открыли в Красноярском крае

Жители Ростова-на-Дону подали в суд на всю городскую администрацию

Россию атакуют аномальные морозы

700 смотрителей маяков встретят Новый год на рабочем месте

В Китае умер самый старый самец панды

В России разработали уникальную искусственную кожу

5 способов передвигаться по Москве, если вы турист

В мире осталось около 7100 особей гепардов

В Карачаево-Черкесии запустили новую гидроэлектростанцию

Создана вакцина против вируса Эбола

Изменение климата создает экстремальные погодные явления

Китай пытается очистить небо от смога

В России официально объявлена эпидемия гриппа

Ученые назвали новый вид пауков в честь "Шляпы" из "Гарри Поттера"

В Красноярском крае завершается строительство нового моста

Почти 200 семей могут оказаться на улице в дагестанском городе Каспийск

В России началась вспышка гриппа

В Египте найдена самая тяжелая женщина в мире

В Нефтегорске мерзнут обитатели передвижного зоопарка

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 >> 1857
Разговор Путина и Трампа по телефону может состояться уже скоро. Разговор Путина и Трампа по телефону может состояться уже скоро.

Бондарчук ушел от жены к молодой актрисе
Мадонна заставила сына провести с ней каникулы

Новость: Отечественное кино становится популярным у зрителей нашей строныОтечественное кино становится популярным у зрителей нашей строны

Новость: Дефицит бензина в Магадане вызван поломкой танкераДефицит бензина в Магадане вызван поломкой танкера

Новость: На дорогах России в скором времени появятся беспилотные грузовикиНа дорогах России в скором времени появятся беспилотные грузовики

Новость: Разговор Путина и Трампа по телефону может состояться уже скоро.Разговор Путина и Трампа по телефону может состояться уже скоро.

Новость: Программиста Станислава Лисова перевели в другую испанскую тюрьмуПрограммиста Станислава Лисова перевели в другую испанскую тюрьму