Роуминг по России скоро будет оменёнРоуминг по России скоро будет оменён
Обнаружена наиболее привлекательная и сексуальная форма лицаОбнаружена наиболее привлекательная и сексуальная форма лица
Неизвестные продолжают испытывать выдержку россиянНеизвестные продолжают испытывать выдержку россиян
Максим Галкин с достоинством ответил на нападки Comedy ClubМаксим Галкин с достоинством ответил на нападки Comedy Club
Роуминг по России скоро будет оменёнРоуминг по России скоро будет оменён

Мамонты вымерли от болезней костей

Новости науки и техники: Мамонты вымерли от болезней костей
Российские ученые, изучавшие так называемые "кладбища мамонтов" - ископаемые скопления останков этих животных - установили главную причину вымирания мамонтов.

По мнению ученых, в исчезновении этого вида животных виноваты не первобытные охотники, а геологические и экологические изменения, которые привели к массовому распространению среди мамонтов тяжелых болезней костей.

"Мы находили кости мамонтов со следами катастрофических изменений - сросшиеся, с огромными отверстиями, искривленные. Со следами остеопороза, остеомаляции (размягчения костей), хондрозов. Есть случаи, я их наблюдал сам, когда два, три, четыре позвонка срастаются вместе. Их всего там 20, а из них половина отдела вот с такими нарушениями", - сказал научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Василий Зенин.

Он вместе с палеонтологом Сергеем Лещинским из Томского госуниверситета изучал одно из "кладбищ мамонтов" - так называемое местонахождение Луговское в Ханты-Мансийском автономном округе. Результаты исследований были опубликованы в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", передает РИА "Новости".

Мамонты - одни из самых крупных в истории наземных млекопитающих - были старшими современниками человека, жили во второй половине плейстоцена в Европе, Северной Азии и Северной Америке. Они вымерли около 10 тысяч лет назад во время последнего оледенения. Многие ученые считают, что решающую роль в их исчезновении сыграли палеолитические охотники.

Зенин отмечает, что люди несомненно пользовались "возможностью убить мамонта, скажем, добить его, если он попал в трудную ситуацию, завяз где-нибудь, заболел", однако к исчезновению мамонтов как вида человечество непричастно - гигантских млекопитающих погубила возникшая из-за геологических изменений нехватка в корме и в почве необходимых минералов.

"Мамонт - это очень крупное животное, ему требуется достаточно много минералов. Они, как и все другие травоядные, восполняли нехватку минеральных веществ, поедая некоторые разновидности глин на так называемых зверовых солонцах", - сказал ученый.

Он добавил, что стремление к поеданию минеральных веществ в основном возникает в период гона или беременности: "Известны случаи, когда беременные женщины, совершенно инстинктивно, едят мел, даже известь со стен".

Тектонические изменения, подъем значительных участков суши, произошедший за очень короткий по геологическим меркам срок - две-три тысячи лет - привел к тому, что на обширных пространствах, где обитали мамонты, почвы с преобладанием щелочных веществ превращаются в кислые, бедные необходимыми веществами.

"Как говорят геологи, происходит расщелачивание, вымывание щелочных элементов и их замещение кислотными. Обедненная минералами трава поступает в организм животных. Мамонту нужно в день 150 килограммов растительной массы, если пища бедна минеральными веществами, животное находится в стрессе, ему постоянно не хватает этих элементов. Он их ищет, потому что нигде еще взять их невозможно", - сказал Зенин.

Нехватка минералов приводит к развитию различного рода болезней костей, резко падает подвижность, животное перестает нормально питаться, потому это вызывает у него боль при передвижении, отметил ученый, добавив, что это влияет и на воспроизводство стада.

Те, кто считает, что мамонта уничтожил человек, исходят из того, что на стоянках находят обильные скопления костей мамонтов. Но нет никаких явных свидетельств, что человек на них в самом деле охотился, отметил Зенин.

В настоящее время, по его словам, известны лишь три несомненных свидетельства поражения мамонта оружием первобытного человека - в США в штате Аризона между ребер мамонта было найден наконечник копья. В нашей стране было найдено два свидетельства - неподалеку от Ханты-Мансийска нашли позвонок мамонта с застрявшим в нем наконечником каменного копья. Еще одна находка была сделана в районе Воронежа.

В то же время свидетельств охоты древнего человека на других животных той эпохи - бизонов, других копытных, - значительно больше.

Роуминг по России скоро будет оменён Роуминг по России скоро будет оменён