Очень немногие европейцы знают, что у ЕС `есть стратегия безопасности`. Принятый пять лет назад, этот документ содержит оценки угроз, варьирующих от терроризма до распространения ядерного оружия и организованной преступности.
Есть и положения о необходимости эффективной системы правления в странах, граничащих с ЕС - чтобы их проблемы не стали проблемами Евросоюза - но здесь ничего конкретного не говорится.
В проекте стратегии
Россия не упоминалась ни разу. Крупнейшая страна Европы не считалась ни угрозой, ни ценным ресурсом. Это было исправлено в окончательном варианте, где была затронута ее роль в стабилизации на Балканах. Взаимовыгодной была признана перспектива `стратегического партнерства`.
Как же изменились настроения с 2003 г. Теперь в кругах Евросоюза Россия все чаще характеризуется как `напористая` и `усиливающаяся`. Под влиянием августовской войны в Южной Осетии возникло новое расхожее
мнение: многие аналитики прибегли к метафорам `холодной войны`, обвиняя Москву в возвращении к тезисам брежневской эпохи о том, что ее соседям полагается лишь `ограниченный суверенитет`. Они игнорировали тот факт, что реакция России имела место после того, как
Грузия, при поддержке некоторых элементов в администрации Буша, атаковала жителей региона, хотели защиты России.
Другие считали, что кризис был вызван твердым намерением людей Буша относиться к России как к потенциальному противнику. Они стремились включить в состав НАТО Кавказ, а также страны (например, Украину), население которых, согласно
опросам, этого не хотело. Они денонсировали договор с Россией о противоракетной обороне и начали размещать компоненты антироссийской по сути своей системы в Чехии, где это также было непопулярно.
Когда Дмитрий Медведев заявил о `привилегированных интересах` Москвы в некоторых сопредельных государствах, Вашингтон назвал это запугиванием, хотя новый президент России не претендовал на право вмешательства. Полная цитата показывала, что он имел в виду давние культурные и языковые
связи, в чем нет ничего более угрожающего, чем в `особых отношениях` Британии с
США.
Война в Грузии имела один позитивный побочный эффект. Она инициировала общественные дебаты о целесообразности расширения НАТО и рамках отношений между Европой, Россией и США. В апреле
Франция и
Германия совершили исторический шаг, публично усомнившись в политике США относительно НАТО и дав понять, что Грузия и
Украина еще не готовы к вступлению. Кроме того, благодаря Ангеле Меркель и Николя Саркози, ЕС выполнил роль посредника вместо того, чтобы выразить, подобно правительству Великобритании, одностороннюю поддержку Грузии.
Теперь дебаты о политике США в отношении России - и о том, должна ли Европа следовать ей - должны получить дальнейшее развитие. Первая возможность представится на саммите ЕС-Россия в пятницу. Затем, в декабре, на своей встрече, регулярно проводимой раз в полгода, лидеры ЕС будут должны решить, следует ли им модифицировать стратегию безопасности. Можно надеяться на то, что они будут готовы к радикальному мышлению по другим `замороженным конфликтам` и рассмотрению предложений Медведева по новому договору о европейской безопасности.
При Путине и Медведеве внутренняя политика России приняла авторитарный оборот. Но она более демократична, чем
Китай, с которым у Запада хорошие отношения. Через семнадцать лет после распада Советского Союза Европа и Россия должны признать, что они нуждаются друг в друге: их общие интересы гораздо важнее разногласий.
Международная кризисная группа предложила новую европейскую структуру безопасности: в ее основе лежит НАТО, но она дает России и Европе пространство для взаимодействия в других областях. Специалист по ЕС Джон Палмер (John Palmer) в докладе для Европейского института в Сассексе (Sussex European Institute) выдвигает идею `панъевропейского сообщества` с аспектами разделенного суверенитета и общего принятия решений по определенному кругу вопросов.
Но сначала нужно решить грузинскую проблему. В понедельник европейские министры иностранных дел сделали верный ход, решив возобновить переговоры с Россией по новому соглашению о сотрудничестве , приостановленные из-за войны в Осетии. Во-вторых, НАТО на своем декабрьском саммите должна начать пересмотр отношений с Россией и отложить рассмотрение заявок Грузии и Украины на членство до окончания этого процесса.
Это потребует очередной смелой инициативы со стороны Меркель и Саркози, единственных лидеров ЕС, которые мыслят достаточно независимо для того, чтобы заявить, что стратегические интересы Европы и США часто расходятся. Кроме того, Франция и Германия должны призывать избранного президента Обаму отказаться от враждебных эпитетов в отношении России, которую он назвал `все более автократической и воинственной`.
Когда на прошлой неделе Медведев заявил, что Россия ответит на создание ракетной системы США в Центральной Европе размещением собственных ракет, это было предупреждением о том, что провокации Буша вывели Россию из терпения - и приглашением Обаме продемонстрировать, насколько искренни его предложения по сокращению ядерных арсеналов и обеспечению безопасности плохо охраняемых ядерных боеприпасов. По сути, Медведев сказал: `Нельзя подрывать локальную безопасность страны и в то же время стремиться к сотрудничеству с ней по вопросам глобальной безопасности`.
Безусловно, он повторит эту мысль, если встретится с Обамой в эти выходные во время финансового саммита в Вашингтоне. Кремль не хочет, чтобы Обама думал, будто он может просто воспользоваться наработками Буша: если он действительно хочет вести дела с Москвой, то ему придется исправить тот урон, который нанес по своему неразумию Буш.