Семь признаков заката отношенийСемь признаков заката отношений
Речь Трампа в ООН назвали "лаем собаки"Речь Трампа в ООН назвали "лаем собаки"
Работник Госдепа: санкции против России не работаютРаботник Госдепа: санкции против России не работают
Ренат Акчурин: российская кардиология на уровне европейскойРенат Акчурин: российская кардиология на уровне европейской
Скончалась бывшая солистка группы "Банд?Эрос"Скончалась бывшая солистка группы "Банд?Эрос"
Речь Трампа в ООН назвали "лаем собаки"Речь Трампа в ООН назвали "лаем собаки"
Семь признаков заката отношенийСемь признаков заката отношений

Ожирение может побороть диабет

Новости науки и техники: Ожирение может побороть диабет
Обнаружен новый механизм связи печени с поджелудочной железой, объясняющий, почему удаление печени сказывается на делении инсулинсекретирующих клеток.

Этот феномен, известный медикам уже довольно давно, показал неизвестные ранее сигнальные нервные пути, которые в будущем могут быть использованы медиками для лечения сахарного диабета I типа.

Что общего между печенью и поджелудочной железой? Любой терапевт сразу скажет о вреде алкоголя, который, хотя и действует на эти органы различными способами, все равно остается основной причиной как цирроза, так и панкреатита. А вот эндокринолог наверняка вспомнит обмен сахаров в организме, основные участники которого - поджелудочная железа, мышцы, печень, нервная и жировая ткань, а с недавнего времени - и кости.

Хидэки Катагири, исследователь из Высшей школы медицины при Университете Тохоку, и соавторы публикации в Science не стали претендовать на открытие нового механизма регуляции обмена углеводов, но обнаруженный ими сигнальный путь может помочь в лечении диабета и ожирения ничуть не хуже.

Ученые обнаружили, что печень способна посылать сигналы в поджелудочную железу, стимулируя её бета-клетки к делению с последующим увеличением секреции инсулина.

В этом сугубо фундаментальном открытии, как нередко бывает, помог клинический опыт - врачи не раз замечали, что уровень инсулина у тучных людей повышается и сохраняется надолго благодаря возросшему количеству его единственных продуцентов - бета-клеток. Иногда это может привести к развитию диабета, в данном случае второго типа (или инсулиннезависимого). "Виновны" в появлении заболевания мембранные рецепторы всех клеток нашего тела, при повышенном уровне инсулина в крови теряющие со временем способность связывать этот гормон-регулятор. Поэтому иногда возникает потребность в инъекциях.

Производившиеся эксперименты на животных и раньше показывали какую-то непонятную связь печени и поджелудочной. Например, удаление печени, в отличие от мышечной и жировой ткани, лишает грызунов способности нарастить дополнительные инсулинсекретирующие клетки. Ввиду того, что между пищеварительными железами, к которым относятся и поджелудочная, и печень, существуют многочисленные эндокринные взаимодействия, трудно уловимые научными методами, многие ученые почти смирились с необъяснённостью этого феномена.

Японских эндокринологов это не смутило, и они поставили эксперименты, по техническому исполнению больше напоминающие работы Павлова и Сперанского, нежели современные публикации, пестрящие магниторезонансной томографией, полимеразными цепными реакциями и цветными микрофотографиями.

Предположив, что связь между печенью и поджелудочной железой объясняется нервной регуляцией, они попросту перерезали ветвь блуждающего нерва, идущую от мозга в поджелудочную железу мышей, которых после этого усиленно откармливали. В отличие от их сородичей, довольно быстро набравших вес, такие мыши хотя и сохраняли полноценную структуру поджелудочной железы, но вот к увеличению количества клеток были не способны.

Поскольку ветви блуждающего нерва подходят почти ко всем внутренним органам, то вполне логичной в данном случае выглядела гипотеза, что сигнал по нерву проходит от одного органа к другому. Несмотря на "однонаправленность" проведения любого сигнала по нервным волокнам, чаще всего они содержат как "чувствительные", так и "исполнительные" пути.

Аналогичный "хирургический" путь проверки правдивости этой гипотезы, при котором перерубалась ветка блуждающего нерва между печенью и поджелудочной, предположения не подтвердил, зато ученым удалось найти другую чувствительную веточку, отвечающую за феномен связи поджелудочной с печенью.

То, что нервные сигналы не "замыкаются" в животе, а обязательно проходят через мозг, Катагири и соавторы подтвердили удалением участка среднего мозга, содержащего проводящие пучки нервов. Как и предполагалось, мыши, набравшие изрядное количество лишнего веса, при этом потеряли способность к делению бета-клеток.

Тем же, кто желает воспользоваться открытием ученых в практических целях, можно не бояться вживления стимулирующих электродов в мозг, печень или поджелудочную железу.

Помимо нервного пути, эндокринологи обнаружили и активацию фермента внеклеточной регулируемой киназы (ERK), так что уже в скором времени возможно появление фармакологических препаратов, таким опосредованным образом способствующих делению бета-клеток и возрастанию уровня инсулина в крови.

Тем, чьи клетки к инсулину не чувствительны, то есть больным инсулиннезависимым диабетом (II типа), эти препараты уже не помогут, а вот пострадавшим от удаления части железы - вполне.

Петр Смирнов