В парламенте Македонии вспыхнули беспорядкиВ парламенте Македонии вспыхнули беспорядки
Трамп не исключает военный конфликт с Северной КореейТрамп не исключает военный конфликт с Северной Кореей
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Полиция Лондона предотвратила терактПолиция Лондона предотвратила теракт
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

Ожирение может побороть диабет

Новости науки и техники: Ожирение может побороть диабет
Обнаружен новый механизм связи печени с поджелудочной железой, объясняющий, почему удаление печени сказывается на делении инсулинсекретирующих клеток.

Этот феномен, известный медикам уже довольно давно, показал неизвестные ранее сигнальные нервные пути, которые в будущем могут быть использованы медиками для лечения сахарного диабета I типа.

Что общего между печенью и поджелудочной железой? Любой терапевт сразу скажет о вреде алкоголя, который, хотя и действует на эти органы различными способами, все равно остается основной причиной как цирроза, так и панкреатита. А вот эндокринолог наверняка вспомнит обмен сахаров в организме, основные участники которого - поджелудочная железа, мышцы, печень, нервная и жировая ткань, а с недавнего времени - и кости.

Хидэки Катагири, исследователь из Высшей школы медицины при Университете Тохоку, и соавторы публикации в Science не стали претендовать на открытие нового механизма регуляции обмена углеводов, но обнаруженный ими сигнальный путь может помочь в лечении диабета и ожирения ничуть не хуже.

Ученые обнаружили, что печень способна посылать сигналы в поджелудочную железу, стимулируя её бета-клетки к делению с последующим увеличением секреции инсулина.

В этом сугубо фундаментальном открытии, как нередко бывает, помог клинический опыт - врачи не раз замечали, что уровень инсулина у тучных людей повышается и сохраняется надолго благодаря возросшему количеству его единственных продуцентов - бета-клеток. Иногда это может привести к развитию диабета, в данном случае второго типа (или инсулиннезависимого). "Виновны" в появлении заболевания мембранные рецепторы всех клеток нашего тела, при повышенном уровне инсулина в крови теряющие со временем способность связывать этот гормон-регулятор. Поэтому иногда возникает потребность в инъекциях.

Производившиеся эксперименты на животных и раньше показывали какую-то непонятную связь печени и поджелудочной. Например, удаление печени, в отличие от мышечной и жировой ткани, лишает грызунов способности нарастить дополнительные инсулинсекретирующие клетки. Ввиду того, что между пищеварительными железами, к которым относятся и поджелудочная, и печень, существуют многочисленные эндокринные взаимодействия, трудно уловимые научными методами, многие ученые почти смирились с необъяснённостью этого феномена.

Японских эндокринологов это не смутило, и они поставили эксперименты, по техническому исполнению больше напоминающие работы Павлова и Сперанского, нежели современные публикации, пестрящие магниторезонансной томографией, полимеразными цепными реакциями и цветными микрофотографиями.

Предположив, что связь между печенью и поджелудочной железой объясняется нервной регуляцией, они попросту перерезали ветвь блуждающего нерва, идущую от мозга в поджелудочную железу мышей, которых после этого усиленно откармливали. В отличие от их сородичей, довольно быстро набравших вес, такие мыши хотя и сохраняли полноценную структуру поджелудочной железы, но вот к увеличению количества клеток были не способны.

Поскольку ветви блуждающего нерва подходят почти ко всем внутренним органам, то вполне логичной в данном случае выглядела гипотеза, что сигнал по нерву проходит от одного органа к другому. Несмотря на "однонаправленность" проведения любого сигнала по нервным волокнам, чаще всего они содержат как "чувствительные", так и "исполнительные" пути.

Аналогичный "хирургический" путь проверки правдивости этой гипотезы, при котором перерубалась ветка блуждающего нерва между печенью и поджелудочной, предположения не подтвердил, зато ученым удалось найти другую чувствительную веточку, отвечающую за феномен связи поджелудочной с печенью.

То, что нервные сигналы не "замыкаются" в животе, а обязательно проходят через мозг, Катагири и соавторы подтвердили удалением участка среднего мозга, содержащего проводящие пучки нервов. Как и предполагалось, мыши, набравшие изрядное количество лишнего веса, при этом потеряли способность к делению бета-клеток.

Тем же, кто желает воспользоваться открытием ученых в практических целях, можно не бояться вживления стимулирующих электродов в мозг, печень или поджелудочную железу.

Помимо нервного пути, эндокринологи обнаружили и активацию фермента внеклеточной регулируемой киназы (ERK), так что уже в скором времени возможно появление фармакологических препаратов, таким опосредованным образом способствующих делению бета-клеток и возрастанию уровня инсулина в крови.

Тем, чьи клетки к инсулину не чувствительны, то есть больным инсулиннезависимым диабетом (II типа), эти препараты уже не помогут, а вот пострадавшим от удаления части железы - вполне.

Петр Смирнов