Российский посол рассказал, что мешает отношениям Москвы и Токио
Российский посол назвал препятствия в отношениях Москвы и Токио
Генпрокуратура направила Лондону запрос по делу Глушкова
В Раде назвали Россию "зависимой" от Украины
В Саудовской Аравии призвали Катар ввести войска в Сирию
Силы ПВО на базе Хмеймим уничтожили "малоразмерные воздушные цели"
На подлете к Хмеймиму ПВО уничтожили "малоразмерные воздушные цели"На подлете к Хмеймиму ПВО уничтожили "малоразмерные воздушные цели"
В Сиэтле закрыли резиденцию российского генконсулаВ Сиэтле закрыли резиденцию российского генконсула
Пашинян заявил о готовности стать премьером АрменииПашинян заявил о готовности стать премьером Армении
Главы МИД стран ШОС выразили озабоченность ударом по СирииГлавы МИД стран ШОС выразили озабоченность ударом по Сирии
Российский посол рассказал, что мешает отношениям Москвы и ТокиоРоссийский посол рассказал, что мешает отношениям Москвы и Токио
Роскомнадзор опроверг данные о сбоях из-за блокировки подсетей AmazonРоскомнадзор опроверг данные о сбоях из-за блокировки подсетей Amazon

Материнский опыт передаётся клетками

Новости общества: Материнский опыт передаётся клетками
Помимо половины генов и обеспечения "жильём" и питанием на 40 недель эмбрион получает от матери и регуляторные клетки иммунной системы напрямую в свои лимфоузлы.

Так мать не только помогает ребёнку не отторгать её помощь, но и, возможно, передаёт часть опыта, накопленного иммунной системой за долгие годы жизни.

За миллионы лет эволюции защитные системы нашего организма достигли такой мощи, что могут запросто уничтожить не только любого врага, будь то наноразмерный вирус или макроскопических размеров червь, но и любую клетку собственного тела добрым десятком способов. В арсенале иммунокомпетентных клеток и протеолитические ферменты с реактивными формами кислорода, растворяющие и окисляющие "всё живое", и антитела, адресно и прочно связывающиеся с мишенью, и даже сигнальные молекулы, способные заставить любую клетку совершить "самоубийство".

Возможно, в ходе эволюции появлялись и более изощренные и эффективные способы уничтожения, бесследно исчезнувшие вместе со своими обладателями из-за отсутствия должной системы противодействия.

Пример такой системы, предотвращающей атаку иммунной системы плода на "чужеродные" антигены матери, обнаружили Джозеф Маккьюн и его коллеги в плаценте, становящейся для каждого из нас родным домом на первые 40 недель жизни.

Недостающим звеном, объясняющим, почему плод постепенно не разрушает мать изнутри, стали Т-регуляторные клетки. Это один из видов Т-лимфоцитов, в отличие от двух других (Т-киллеров и Т-хелперов), отвечающий не за активные действия, а за подавление иммунного ответа. Как и оба упомянутых вида, Т-регуляторы обладают так называемым Т-рецептором (отсюда и название), обеспечивающим "специфичность" подавления реакции против чётко определенного антигена.

Полноценное развитие ребенка, наполовину состоящего из "чужих" генов, в утробе матери - один из самых удивительных феноменов в иммунологии, до сих пор окончательно не изученных.

"Забарьерные", недоступные для иммунной системы органы есть и в мужском организме: это центральная нервная система (головной и спинной мозг), глаза и половые железы, надежно изолированные межклеточным веществом и несколькими "слоями" разного рода "поддерживающих" клеток. Если этот барьер нарушается (например, при воспалении), то молекулы нервной ткани становятся мишенями для никогда не встречавшейся с ними до этого иммунной системы.

То же самое справедливо и для пары мать - плод, с тем лишь отличием, что обе составляющие этой системы могут вести себя активно.

Как материнская иммунная система может разрушать ткани ребенка, так и наоборот: иммунокомпетентные клетки ребенка, как только они появляются, тоже могут "подтачивать" материнский организм. Пример такой несовместимости - резус-конфликт и другие, до конца не изученные ситуации, неизбежно заканчивающиеся выкидышем.

Все вроде бы логично - есть две активные системы и барьер, разделяющий их. Но как тогда объяснить тот факт, что отдельные материнские белки, другие макромолекулы и даже клетки иногда проходят через плаценту. И тем более было непонятно, почему эти "чужаки" не вызывают иммунного ответа у плода.

На первый вопрос ещё предстоит ответить, а вот со вторым хотя бы частично справились авторы публикации в Science, обнаружившие, что среди прочих через плаценту проникают и материнские Т-регуляторы, заселяющие лимфоузлы ребенка и даже сохраняющиеся после рождения.

Ученые изучали лимфоузлы эмбриона с 18-й по 22-ю неделю развития, так что точно сказать, в какой момент начинается активная миграция клеток в плод, нельзя. Зато ученые не сомневаются, что Т-регуляторы сохраняются и в раннем детстве. Доказательство этому - клинический опыт, подтверждающий, что материнские не передавшиеся по наследству антигены переносятся при трансплантации гораздо легче, чем отцовские, опять же, не передавшиеся по наследству. То же самое доказывают in vitro тесты на переносимость - выделенные у детей Т-регуляторы активно подавляют иммунный ответ на материнские, но не на отцовские антигены (речь идет, опять же, лишь о "половинках", что не передались по наследству).

Теоретически, этот же самый механизм ребенок может использовать и в своих целях, подавляя развитие чувствительности к собственным и даже пищевым антигенам. Тем самым мать получает ещё один способ передать ребенку "накопленный" за свою жизнь опыт.

До сих пор считалось, что невосприимчивость к собственным антигенам достигается за счет "отрицательного отбора", когда лимфоциты, специфичные к присутствующему в организме антигену, уничтожаются на ранней стадии развития, задолго до попадания в кровоток.

Не исключено, что материнские Т-регуляторы помогают "воспитывать" иммунитет младенца, уничтожая чувствительные к материнским - а значит, и к половине своих антигенов - лимфоциты.

Способны ли клетки ребенка мигрировать через плаценту и как обнаруженный феномен можно использовать в лечении аутоиммунных заболеваний, покажут дальнейшие исследования.
Газета.ru http://www.gazeta.ru

НАК раскрыл подробности предотвращенного в Москве теракта на 1 сентября

Кадыров ответил на запрет въезда в Латвию

В ЦИК прокомментировали ноту протеста Киева из-за выборов в Крыму

Российский посол назвал препятствия в отношениях Москвы и Токио

Заключить под стражу предпринимателей теперь станет сложнее. Заключить под стражу предпринимателей теперь станет сложнее.