В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине
Google теряет рекламодателей из-за экстремистского видеоGoogle теряет рекламодателей из-за экстремистского видео
В Италии мать забыла девочку в машинеВ Италии мать забыла девочку в машине

Топ-5 научно-технических достижений 2008 года

Новости науки и техники: Топ-5 научно-технических достижений 2008 года
Вот мы, кажется, и пережили этот не самый лёгкий для нашей планеты год. Были войны, катастрофы, много жестокости и несправедливости, но, с другой стороны, как известно, трудности и неприятности сплачивают людей и иногда делают наши помыслы чище.

Трудности заставляют нас задуматься о том, что мир не ограничивается работой, домом и походом в ближайшую мегакормушку для остатков разума и желудка.

2008 год, увы, заканчивается не так хорошо, как это бы хотелось для науки. Притом, что он был богат на открытия и прорывы во всех областях, кризис делает свое дело, финансирование проектов сокращают, а старт некоторых многообещающих начинаний переносят. Но, глядя с оптимизмом в будущее, постараемся подвести итоги года, который прощается с нами.

5. Космический туризм. Ричард Брэнсон, основатель компании Virgin Galactic, продемонстрировал в этом году новые частные космические корабли серии SpaceShipTwo, а также самолёт WhiteKnightTwo, с которого будут стартовать аппараты.

В 2004 году SpaceShipOne стал первым частным корблём, совершившим успешный суборбитальный полёт, но новая модель отличается от него прежде всего тем, что с помощью неё полюбоваться Землёй из иллюминатора смогут сотни, а то и тысячи людей. Космический туризм на широкую ногу. И, главное, стоить такое развлечение будет в 100 раз дешевле, нежели любительские полёты к МКС, которые сейчас практикуют некоторые особы, у которых деньги куры не клюют.

4. Мозговидение. Японские исследователи сделали то, что нам описывали писатели-киберпанкеры в своих произведениях, а именно - смогли разработать способ получения картинки образов, возникающих в мозге человека. Никаких новых приспособлений учёные не изобрели и использовали стандартный метод магнитно-резонансной томографии, применяемой в медицине.

С помощью него они проанализировали изменения в кровотоке коры головного мозга при просмотре добровольцем определённого объекта с разного расстояния. Потом, натренировав систему, им удалось получать изображения, основанные лишь на изучении изменений кровотока, такие, как например эта надпись neuron. Может быть, наконец-то, и сны скоро записывать сможем.

3. Экзопланеты. Несмотря на то, что супертелескопы, которые учёные так хотят заполучить в свои руки, пока что ещё не сооружены, этот год был очень богат открытиями, связанными с планетами, обращающимися вокруг других звёзд. Первым кандидатом в "зал славы" можно считать планету-гигант HD 189733b. Нет, жизнь на ней ни зародиться, ни существовать не может. Как-никак, в большей степени она состоит из газа и обращается чрезвычайно близко к своей звезде, однако наблюдая за ней в течении года, учёные смогли обнаружить в её атмосфере двуокись углерода, метан, а также водяной пар. Это вселяет надежду на то, что, несмотря на огромное расстояние, исследователи смогут найти эти соединения и на других планетах, в том числе и земного типа.

Второй претендент на звание сенсации года - планета Formalhaut b, ставшая первым таким космическим телом, находящимся за пределами Солнечной системы и при этом зафиксированном в видимом спектре. До этой поры все экзопланеты обнаруживали либо по колебаниям звезды, вокруг которой они обращались, либо если они оказывались "проходящими", то есть время от времени немного закрывали собой своё светило. Вокруг самой звезды Formalhaut идёт активное звёздообразование, а планета b, масса которой сравнима с массой Юпитера, скорее всего окружена кольцами, которые впоследствии образуют её спутники.

2. Большой адронный коллайдер. Что представляют собой гигантские установки, в которых происходят столкновения частиц, тобишь коллайдеры, до недавнего времени мало кто знал. И вдруг все заговорили о Большом адронном коллайдере, строительство которого заканчивалось в CERN (Швейцария, Женева).

Кто-то обнаружил где-то информацию о том, что в результате экспериментов на этой установке, дескать, может возникнуть ненулевая вероятность образования чёрной дыры, а значит агрегат нужно поскорее ликвидировать, пока всех туда не засосало. Перед запуском БАК поднялась просто таки массовая истерия (кстати, запуск был пробным, а на свою заданную мощность коллайдер предполагалось вывести позже) и не желающие полного уничтожения Земли обыватели стали обращаться в суд с требованиями прекратить "адские эксперименты". Впрочем, сам БАК возьми да сломайся, что подразумевает его простой вплоть до конца первого квартала 2009 года. Накаркали!

1. "Феникс". Можно с этим спорить и не соглашаться, но на мой взгляд самым прекрасным научным событием 2008 года была работа на Марсе полярного зонда "Феникс" NASA. Его история - это история триумфатора.

Наверно, впервые люди могли наблюдать за посадкой космического аппарата на иную планету в прямом эфире по интернету. Но ценность "Феникса", конечно же, не в этом. До прихода марсианской зимы, когда он просто не смог работать из-за наступления полярной ночи, зонд раздобыл огромное количество информации, которую исследователям предстоит анализировать в течении многих лет. И, прежде всего, напрямую подтвердил, что снежные шапки Марса богаты водяным льдом, а также передал на Землю ценнейшие сведения о составе почвы и погоде на красной планете. И хотя, скорее всего, "Феникс" больше никогда не выйдет на связь, данные, полученные с помощью него, дадут пищу для размышления учёным на многие годы.

Михаил Карпов