Опубликована информация об "экстремальной" радиации на УралеОпубликована информация об "экстремальной" радиации на Урале

Солнечный шторм может уничтожить человечество

Новости науки и техники: Солнечный шторм может уничтожить человечество
В опубликованном в конце 2008 года американской Академией наук докладе "Угрозы космической погоды: социальные и экономические последствия", подготовленном по заказу космического агентства США НАСА, содержится важное предупреждение правительству.

Внезапный шторм на Солнце по своим последствиям может быть сравним с ядерной войной или падением гигантского астероида на Землю.

Результаты внезапного солнечного шторма "могут оказаться разрушительными для современного общества, которое слишком зависит от техники", считает профессор Дэниел Бейкер из Колорадского университета, специалист по астрофизике и физике атмосферы и один из авторов опубликованного доклада.

Главный тезис доклада, подготовленного учеными разных специальностей, состоит в том, что рано или поздно случится космический шторм, значительно более сильный, чем все вспышки солнечной активности, свидетелем которых стала человеческая цивилизация, уже вооруженная высокими технологиями. Подобные события уже случались в прошлом, но в те времена человечество еще не так сильно зависело от электрических сетей (или вообще их не имело) и вообще не использовало спутники.

Опасения, которые вызвало появление этого доклада, возникли не на пустом месте. То, что сильные солнечные бури случаются, стало известно астрономам задолго до наступления эры спутников. В августе 1859 года солнечная активность была настолько сильной, что имевшиеся тогда в распоряжении ученых магнитометры зашкаливало, "полярное" сияние наблюдали жители стран у экватора, на короткое время выходил из строя "интернет викторианской эпохи" - телеграф, а на некоторых участках телеграфисты даже отключали телеграф от электрических батарей и передавали сообщение на индуцированном магнитной бурей токе.

С переходом цивилизации на электричество последствия даже не такой сильной, как в 1859 году, аномальной солнечной активности стали более чувствительными. В конце октября - начале ноября 2003 года в результате всплеска солнечной активности на севере Европы произошли аварии на трансформаторных станциях, приведшие к отключению электричества в северных районах Швеции, а один из весьма дорогостоящих спутников НАСА - ADEOS-2 - вышел из строя. Радиационный шторм был такой силы, что НАСА отдало распоряжение космонавтам на Международной космической станции надеть скафандры для дополнительной защиты. Аналогичные инциденты происходили, пусть и в меньших масштабах, и ранее, а во время солнечной бури в январе 2005 года авиакомпании United Airlines пришлось корректировать маршруты своих самолетов, проходивших в районе Северного полюса.

А вот уже следующий мощный всплеск аномальной солнечной активности может поразить человечество, ставшее зависимым от спутников связи и GPS. Стали значительно более распространенными и важными для функционирования современного общества и электрические сети. Последствия геомагнитного всплеска будут аналогичны взрыву мощной электромагнитной бомбы, вызывающему перегорание электрических сетей и необратимые повреждения всей радиоэлектронной аппаратуры.

Мощный солнечный шторм, даже аналогичный по силе тому, который произошел в 1859 году, может привести к катастрофическим последствиям: серьезным авариям на электростанциях и распределительных станциях, массовому отключению электричества, которое приведет к отключению систем водоснабжения и теплоснабжения, холодильных установок, авариям в медицинских учреждениях, отключению систем телефонной связи, авариям на электротранспорте и т.д. Кроме того, такой шторм приведет к исключительно серьезным авариям спутников связи и спутников, отвечающих за работу систем навигации самолетов и морских судов, поскольку, в отличие от наземной электроники, электронные устройства космических аппаратов значительно менее защищены и атмосферой, и магнитосферой Земли.

Вывод, к которому приходят авторы доклада: мощный солнечный шторм будет более разрушительным, чем потенциальная атака на американскую космическую спутниковую группировку, которая оставит без "глаз" и "ушей" американскую армию. Американские военные любят пугать свое правительство "космическим Перл-Харбором", однако, как полагают ученые, правильнее было бы опасаться и готовиться к "космической "Катрине", то есть к космическому урагану, столь же разрушительному, как та "Катрина", которая смыла Новый Орлеан.

автор: Владимир Харитонов