СМИ узнали о возможном запрете Booking.com в России
США не стремятся сменить режим в Иране, заявили в Госдепе
Сбербанк объявил о продаже турецкого Denizbank из-за европейских санкций...
На Украине впервые испытали американские комплексы Javelin
Правительство готово снизить акцизы на бензин и дизельное топливо
В Дебальцево прогремел взрыв в автобусе
В Донбассе прогремел взрыв в автобусе
Кудрин возглавил Счетную палату
Госдума приняла закон о контрсанкциях
Мэр Екатеринбурга подал в отставку
СМИ узнали о возможном запрете Booking.com в РоссииСМИ узнали о возможном запрете Booking.com в России

Новость: 25 августа 18:48: Бывший солист A`Studio запускает новый проектЛимузин Ельцина выставлен на продажу

Вокруг Антарктиды образуется новый сверхконтинент

Новости науки и техники: Вокруг Антарктиды образуется новый сверхконтинент
Российско-немецкая группа геофизиков просчитала траектории движения континентов по планете. И выяснила, где они сформируют новый сверхконтинент. Оказалось, что континенты планомерно движутся в сторону самой холодной части земной суши - Антарктиды.

Ученые из Института физики Земли РАН (Москва, Россия) и Центра геофизических исследований (GeoForschungsZentrum, GFZ, Потсдам, Германия) на основе теории новой тектоники профессора, члена-корреспондента РАН Валерия Трубицына построили числовую 3D−модель. Она предсказывает положение континентов и океанов на нашей планете через сотни миллионов лет. В основу модели положены новейшие данные о строении Земли, ее гравитационного поля, а также спутниковые данные о движении поверхности Земли, полученные в GFZ. Подробностями исследований с корреспондентом Infox.ru поделился коллега Трубицына Михаил Кабан.

Как устроена Земля, или Слоеный пирог

Центр Земли - железоникелевое ядро. В центре ядра температура порядка 5000-6000°С, а давление вышележащих слоев достигает 3,5 млн бар. В этих условиях железо во внешней части ядра полностью расплавлено, а внутреннее ядро радиусом 1,2 тыс. км полутвердое.

Следующий слой - мантия, занимающая около 83% всего объема планеты. Мантия по большей части состоит из тугоплавких силикатов магния, железа и кальция - в полутвердом состоянии, вблизи температуры плавления. Поэтому они способны течь, подобно высоковязкой жидкости. Температура в мантии поддерживается на определенном высоком уровне благодаря радиоактивному распаду изотопов калия-40, урана-238 и тория-232.

Частичное плавление мантийных пород создает базальтовые и им подобные расплавы, формирующие при подъеме к поверхности земную кору. Земная кора и самая верхняя часть мантии, находящиеся при сравнительно низких температурах, образуют твердую литосферную оболочку Земли. Нижняя граница литосферы очень неровная. Средняя толщина океанической земной коры - 5-7 км, а континентальной - 10-70 км.

Теория дрейфа литосферных плит осталась в прошлом

В 1920−х годах немецкий ученый Альфред Вегенер предложил теорию дрейфа литосферных плит. Он первым привел убедительные доказательства, что континенты движутся. После долгого недоумения и неприятия научное сообщество идею приняло. Затем она долгое время считалась единственной общепринятой теорией, показавшей движение материков.

Но она не отвечала на главный вопрос: за счет каких физических процессов происходит это движение? Как происходило удивительное преобразование облика нашей планеты? Почему суперконтиненты образовывались, а затем разрушались? Как сформировался современный рисунок континентов и океанов? Сложно поверить, что этот процесс происходил сам по себе, стихийно и непредсказуемо. И здесь теория Альфреда Вегенера оказалась бессильна, говорит Кабан.

Новая тектоника Валерия Трубицына

Теория новой тектоники профессора Валерия Трубицына, работы над которой начались в Институте физики Земли РАН еще в 1990−е годы, может ответить на все эти вопросы. При этом она нисколько не отвергает теорию дрейфа литосферных плит Альфреда Вегенера, а существенно дополняет ее. Суть новой теории в том, что глобальная тектоника не хаотичный и стихийный, а сложный и самоорганизующийся процесс. И самоорганизация происходит из-за мантийной конвекции. По словам профессора Трубицына, Земля подобна тепловой машине, в которой мантия соответствует паровому котлу, океанические плиты - движущимся деталям, а континенты - плавающим регулирующим клапанам. В результате работы такой машины тепловая энергия превращается в механическую работу деформации и разрушений литосферы, формируется лик современной Земли и ее геологическая история.

Кастрюля с кипящим вареньем

По словам Михаила Кабана, если представить, что земной коры и континентов на Земле не существует, то поверхность Земли должна напоминать кастрюлю с кипящим вареньем - веществом мантии. При таком раскладе процессы перераспределения тепла шли бы хаотично. Но континенты существуют, и процесс сразу усложняется. Мантийные тепловые потоки начинают прилипать к подошве континента, как к крышке кастрюли. Если континент большой и движется не очень быстро, то он выполняет роль одеяла или крышки. Постепенно восходящие тепловые потоки нагревают подошву континента, в конечном итоге он перегревается и раскалывается. Так происходило с Пангеей и Родинией - гигантскими суперконтинентами, образовавшимися соответственно 250 млн и 750 млн лет назад.

Новые исследования

Новые исследования, проведенные членом-корреспондентом РАН Трубицыным и доктором физико-математических наук Кабаном, позволили ученым построить числовую 3D−модель на основе следующих блоков данных:

- распределение температуры в мантии (данные были получены с помощью сейсмической томографии);

- значения вязкости мантии;

- современное положение материков и их скорости, измеренные средствами GPS.

Прогноз будущего дрейфа континентов

Построенная модель позволила предсказать положение континентов, направление и скорость их движения на сотни миллионов лет, в работе показана эволюция Земли через 10, 20, 30, 40, 60, 80 и 100 млн лет.

Согласно модели материки движутся по направлению к Антарктиде и через 100 млн лет соберутся вместе, образовав новый суперконтинент в районе Южного полюса. Этот суперконтинент ожидает та же судьба, что и Родинию, а затем Пангею, Гондвану и Лавразию, - нагревание подошвы и затем разрушение на части. Но когда это произойдет, неизвестно: более долгосрочные прогнозы, по словам Михаила Кабана, пока делать бессмысленно, поскольку они не будут точными.

Результаты исследований опубликованы в декабрьском номере Physics of the Earth and Planetary Interiors.

автор: Анна Говорова