Еще до ноябрьских выборов многие надеялись, что победа Барака Обамы будет способствовать улучшению американо-российских отношений и остановит сползание к новой `холодной войне`.
В последние недели мы слышали с обеих сторон `примирительные` заявления о необходимости начать все с чистого листа - последним из них стала ремарка вице-президента Джозефа Байдена (Joseph Biden) на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Он отметил, что `настало время нажать кнопку `перезагрузка`` и подумать о возможностях сотрудничества двух стран. Становится, однако, все более очевидным, что дружественный или враждебный характер отношений между Россией и
США зависит в основном от Кремля - и пока что обнадеживающих признаков здесь не заметно.
Так, на прошлой неделе за несколькими позитивными оценками инициатив администрации Обамы со стороны высокопоставленных российских чиновников последовал, по выражению New York Times, `геополитический эквивалент удара по носу`. России в конце концов удалось `подкупить` соседний Кыргызстан, - двумя миллиардами долларов в кредит на льготных условиях, субсидиями на 450 миллионов долларов и списанием задолженности на 180 миллионов - в результате чего тот заявил о закрытии американской авиабазы, жизненно важной для нашей операции в Афганистане (которой Обама придает приоритетное значение). Затем, словно в издевку, Москва `на голубом глазу` заявила: совпадение по времени предоставления финансовой помощи и заявления о закрытии базы Манас чисто случайное, никакого давления с российской стороны не было. Другими словами, расквасив нам нос, русские со злорадной улыбкой утверждают: а при чем здесь мы, мы и руки из карманов не вынимали.
Этот шаг России выглядит особенно непонятным в свете того, что успех операции США и НАТО в Афганистане полностью отвечает ее интересам. Сталкиваясь с напряженностью в некоторых собственных регионах с преимущественно мусульманским населением, например, Ингушетии, Москва имеет все основания опасаться победы радикально-исламистских сил в Афганистане.
Действительно, вскоре после решения Бишкека о закрытии базы
Россия подтвердила собственную готовность сотрудничать с коалицией в Афганистане, разрешив транзит невоенных грузов для американских войск через свою территорию. Аналитики расценили это как согласие Москвы обеспечить снабжение американского контингента в регионе, но под российским контролем. Если это мыслилось как дружественный жест, то его можно приравнять к ситуации, когда задира, ударивший человека по носу, великодушно протягивает ему пакет со льдом, чтобы унять кровь.
Пока еще трудно сказать, какой ущерб Соединенным Штатам нанесет утрата базы в Манасе: место Киргизии может занять Таджикистан, и, возможно, Узбекистан. Тем не менее, кое-какие уроки в плане отношений с Россией из этих событий можно извлечь уже сейчас. В своей инаугурационной речи Обама, обращаясь к агрессивным авторитарным режимам, заметил: США готовы протянуть им руку дружбы, если они `разожмут кулак`. Выступая в эфире независимой российской радиостанции `Эхо Москвы`, политический обозреватель Леонид Радзиховский прокомментировал это так: разжать кулак можно по-разному - в том числе и превратив его в комбинацию из трех пальцев.
Более того, геополитические игры Кремля не служат каким-либо конкретным национальным интересам - только самолюбованию и укреплению власти внутри страны. Путинский режим, и его продолжение - режим медведевский - стремится сплотить вокруг себя массы, апеллируя к недовольству из-за утраты постсоветской Россией статуса сверхдержавы и страху перед внешними врагами. Прошлогодняя война в Грузии была призвана продемонстрировать, что Россия, как выражаются кремлевские пропагандисты, `поднимается с колен` и утверждает свои позиции на постсоветском пространстве. Неуклюжая игра мускулами в Центральной Азии - из той же оперы.
Однако в период экономического кризиса Россия вряд ли может позволить себе подобное самолюбование. Ее
вооруженные силы - пусть они и одержали победу над крошечной Грузией - страдают от множества проблем, начиная с плохого оснащения и устаревшей техники и заканчивая низким боевым духом. Покупать себе союзников - дело весьма дорогостоящее, особенно в условиях экономического кризиса и резкого снижения нефтяных
доходов. Мы уже видим признаки растущего недовольства прежде послушного населения. Сталкиваясь с массовыми увольнениями и урезанием бюджетных расходов на важнейшие социальные услуги, россияне, возможно, не пожелают платить за величие `потемкинской империи`.
Но чего же нам следует ожидать в плане российско-американских отношений? Пока что администрация Обамы не проявляет готовности к уступкам по вопросу о размещении системы ПРО в Восточной Европе - одному из главных источников раздражения Москвы. И правильно делает: ведь это раздражение куда меньше
связано с некоей реально существующей угрозой - например, вроде захвата талибами власти в Афганистане - чем с гордыней, паранойей и пропагандистскими соображениями. (В статье, опубликованной в июне прошлого года в
интернет-издании EJ.ru, генерал Владимир Дворкин - в прошлом один из главных советских переговорщиков по вопросам контроля над вооружениями - отметил: даже если планируемый противоракетный `щит` мыслится как защитная мера против России, его силы и средства смогут перехватить в лучшем случае одну из тысячи российских ракет).
Как это ни парадоксально, топорные попытки Москвы побряцать оружием - угрозы развернуть ракеты на польской границе - могут сильно поубавить у Обамы желание пересмотреть вопрос о ПРО: ни один президент не захочет, чтобы кто-то подумал, будто он склонился перед шантажом. Выступая в Мюнхене, Байден пообещал `развивать ПРО, призванную нейтрализовать растущий потенциал Ирана, если, конечно, эта технология окажется работоспособной и соответствующей критерию `стоимость-эффективность``. Он также отметил, что США будут консультироваться и с союзниками, и с Россией, но в этой готовности к `мультилатерализму` нет ничего нового. В декабре прошлого года министры иностранных дел уже высказались в поддержку развертывания `щита`, а администрация Буша не раз предлагала России сотрудничество в этом вопросе - в частности она готова допустить на все американские объекты российских инспекторов.
В качестве вероятных направлений российско-американского сотрудничества называют сокращение вооружений и совместные усилия по обузданию ядерных амбиций Ирана. (В понедельник Обама заявил, что переговоры о сокращении ядерных вооружений будут одной из его приоритетных задач). Все это отвечает не только нашим, но и российским интересам. Однако, чтобы масштабное сотрудничество стало реальностью,
Москве необходимо изменить характер политического мышления. Сегодня кремлевские обитатели, похоже, не могут решить, чего же они хотят - осмысленного партнерства с Западом или иллюзорного престижа борцов с американским влиянием. Рано или поздно, однако, им придется сделать этот выбор.