Военный корабль США бросил вызов заявлениям КитаяВоенный корабль США бросил вызов заявлениям Китая
Британия обрушилась с критикой на США из-за утечки фото бомбыБритания обрушилась с критикой на США из-за утечки фото бомбы
В Ульяновске запускают первый в России ветряной паркВ Ульяновске запускают первый в России ветряной парк
В Москве открывают новый храмВ Москве открывают новый храм
Красноярский край охвачен огнемКрасноярский край охвачен огнем
7 сезон "Игры престолов" будет коротким (фото)7 сезон "Игры престолов" будет коротким (фото)

Комар выжил в открытом космосе

Новости науки и техники: Комар выжил в открытом космосе
Новости по теме: Южная Корея готовится выбрать нового президента
В рамках подготовки стратегического проекта - пилотируемой экспедиции на Марс - проходит не только моделирование выживания марсонавтов (пока в подмосковном лесу), но и эксперименты нового типа с биологическими объектами.

Ученые Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН моделируют, как в ходе длительных межпланетных перелётов космическая радиация может действовать на живые организмы. Один из этих организмов умудрился выжить в открытом космосе.

Сенсационной новостью поделился с РИА Новости вице-президент Российской академии наук Анатолий Григорьев: "А ещё комарик в космосе выжил". Подумалось сначала, что академик говорит о пауке, за которым недавно охотились космонавты на борту МКС. Оказывается, речь о существе, более года "спавшем" на внешней обшивке космической станции. Это кажется просто невероятным. "Привезли его на Землю - ожил и лапками шевелит", заметил Анатолий Иванович. Почли полтора года насекомое прожило без питания, при колоссальном перепаде температур (от минус 150 в тени МКС до плюс 60 на освещенной ее стороне).

Григорьев уточнил, что насекомое выселили в открытый космос по заданию ученых ИМБП, в рамках эксперимента "Биориск": "Вначале были бактерии, грибы, а ученый из Японии предложил вот такого подопытного".

Российский научный центр на основе гранта сотрудничает с 2005 года с двумя японскими институтами, исследуя биообъекты с определенными свойствами, например, ячмень или горох с высокой генетической устойчивостью.

"Профессор Такаши Окуда из Агробиологического института обратил наше внимание на уникального африканского комара. Живет очень недолго; а личинки-мотыли развиваются только во влаге", - уточнили исследователи-биологи. Редкие же дождевые лужи в жару высыхают очень быстро. Организм этого комара приспособился и впадает в криптобиоз - состояние, при котором замирают все функции. При этом происходит замещение молекул воды сахаром триколоза, некая кристаллизация жизни. В этом состоянии личинку поливали ацетоном, кипятили, охлаждали до температуры жидкого азота - выживает.

Японцы изучили и ДНК мотыля, у которого оказалась мощнейшая система многократного жизненного включения-выключения - за 30-40 минут. "Это происходит благодаря природной кристаллизации биоматерии, - замечает доктор биологических наук Владимир Сычев из ИМБП. - Именно механизм такого процесса нас интересует в первую очередь применительно к возможностям живых организмов при комплексных нагрузках в космическом полете". По словам ученого, с растениями дело продвинулось, а вот с живыми объектами не получается, в частности из-за высокой их зависимости от гравитации. А тут еще радиация, тепловые перепады...

Летом 2007 года серый цилиндр с 24 чашками, где были размещены семена ячменя, бактерии, дафнии, другие биообъекты, включая личинок комара, был установлен на поверхности МКС космонавтами Федором Юрчихиным и Олегом Котовым, а тандем Волков-Кононыхин через год с лишним демонтировали цилиндр и вернули его на Землю.

Уникальность эксперимента "Биориск" - в том, что впервые непосредственно на околоземной орбите исследовалось, как на биологические субстанции воздействуют вакуум, перегрев и охлаждение вкупе с космической радиацией. Смоделировать это невозможно, подчеркнул Владимир Сычев. По его словам, ученые планируют направить ряд микроорганизмов с аппаратом программы "Фобос-Грунт" и вернуть их на Землю. Цель - определить механизмы выживания, перехода в криптобиоз и обратно уже в дальнем перелете.

По просьбе РИА Новости доктор Сычев высказал и некоторые соображения на основе результатов "Биориска". Во-первых, проявления жизни (панспермия) - вполне допустимое явление в других ареалах Вселенной, где могут существовать как активные, так и замершие формы биоматерии. Во-вторых, определяются пути и методы консервации и транспортировки биообъектов в длительных космических экспедициях. И может быть, не потребуется загружать межпланетный "Ноев ковчег" животными, ухаживать за ними в полете - а достаточно будет неким образом кристаллизовать их организм.

Но это дело долгих лет, а пока полученные российской и японскими учеными результаты готовятся к обобщению.

Красноярский край охвачен огнем Красноярский край охвачен огнем