Полиция Лондона предотвратила терактПолиция Лондона предотвратила теракт
В Арканзасе казнили 4 заключенного за неделюВ Арканзасе казнили 4 заключенного за неделю
Трамп не исключает военный конфликт с Северной КореейТрамп не исключает военный конфликт с Северной Кореей
ВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против СШАВТО разрешила Мексике ввести торговые санкции против США
Полиция Лондона предотвратила терактПолиция Лондона предотвратила теракт
Николас Кейдж сломал ногу во время съемокНиколас Кейдж сломал ногу во время съемок

Комар выжил в открытом космосе

Новости науки и техники: Комар выжил в открытом космосе
В рамках подготовки стратегического проекта - пилотируемой экспедиции на Марс - проходит не только моделирование выживания марсонавтов (пока в подмосковном лесу), но и эксперименты нового типа с биологическими объектами.

Ученые Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН моделируют, как в ходе длительных межпланетных перелётов космическая радиация может действовать на живые организмы. Один из этих организмов умудрился выжить в открытом космосе.

Сенсационной новостью поделился с РИА Новости вице-президент Российской академии наук Анатолий Григорьев: "А ещё комарик в космосе выжил". Подумалось сначала, что академик говорит о пауке, за которым недавно охотились космонавты на борту МКС. Оказывается, речь о существе, более года "спавшем" на внешней обшивке космической станции. Это кажется просто невероятным. "Привезли его на Землю - ожил и лапками шевелит", заметил Анатолий Иванович. Почли полтора года насекомое прожило без питания, при колоссальном перепаде температур (от минус 150 в тени МКС до плюс 60 на освещенной ее стороне).

Григорьев уточнил, что насекомое выселили в открытый космос по заданию ученых ИМБП, в рамках эксперимента "Биориск": "Вначале были бактерии, грибы, а ученый из Японии предложил вот такого подопытного".

Российский научный центр на основе гранта сотрудничает с 2005 года с двумя японскими институтами, исследуя биообъекты с определенными свойствами, например, ячмень или горох с высокой генетической устойчивостью.

"Профессор Такаши Окуда из Агробиологического института обратил наше внимание на уникального африканского комара. Живет очень недолго; а личинки-мотыли развиваются только во влаге", - уточнили исследователи-биологи. Редкие же дождевые лужи в жару высыхают очень быстро. Организм этого комара приспособился и впадает в криптобиоз - состояние, при котором замирают все функции. При этом происходит замещение молекул воды сахаром триколоза, некая кристаллизация жизни. В этом состоянии личинку поливали ацетоном, кипятили, охлаждали до температуры жидкого азота - выживает.

Японцы изучили и ДНК мотыля, у которого оказалась мощнейшая система многократного жизненного включения-выключения - за 30-40 минут. "Это происходит благодаря природной кристаллизации биоматерии, - замечает доктор биологических наук Владимир Сычев из ИМБП. - Именно механизм такого процесса нас интересует в первую очередь применительно к возможностям живых организмов при комплексных нагрузках в космическом полете". По словам ученого, с растениями дело продвинулось, а вот с живыми объектами не получается, в частности из-за высокой их зависимости от гравитации. А тут еще радиация, тепловые перепады...

Летом 2007 года серый цилиндр с 24 чашками, где были размещены семена ячменя, бактерии, дафнии, другие биообъекты, включая личинок комара, был установлен на поверхности МКС космонавтами Федором Юрчихиным и Олегом Котовым, а тандем Волков-Кононыхин через год с лишним демонтировали цилиндр и вернули его на Землю.

Уникальность эксперимента "Биориск" - в том, что впервые непосредственно на околоземной орбите исследовалось, как на биологические субстанции воздействуют вакуум, перегрев и охлаждение вкупе с космической радиацией. Смоделировать это невозможно, подчеркнул Владимир Сычев. По его словам, ученые планируют направить ряд микроорганизмов с аппаратом программы "Фобос-Грунт" и вернуть их на Землю. Цель - определить механизмы выживания, перехода в криптобиоз и обратно уже в дальнем перелете.

По просьбе РИА Новости доктор Сычев высказал и некоторые соображения на основе результатов "Биориска". Во-первых, проявления жизни (панспермия) - вполне допустимое явление в других ареалах Вселенной, где могут существовать как активные, так и замершие формы биоматерии. Во-вторых, определяются пути и методы консервации и транспортировки биообъектов в длительных космических экспедициях. И может быть, не потребуется загружать межпланетный "Ноев ковчег" животными, ухаживать за ними в полете - а достаточно будет неким образом кристаллизовать их организм.

Но это дело долгих лет, а пока полученные российской и японскими учеными результаты готовятся к обобщению.

Полиция Лондона предотвратила теракт Полиция Лондона предотвратила теракт