Некурящим россиянам предлагают сократить рабочий деньНекурящим россиянам предлагают сократить рабочий день
Глава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образованияГлава Минобра считает что Россия может гордиться своей системой образования...

Ученые выяснили, почему мы седеем

Новости общества: Ученые выяснили, почему мы седеем
Волосы седеют благодаря той же перекиси водорода, которой их обесцвечивают ненатуральные блондинки.

Как выяснилось, пероксид наносит двойной удар: разрушает пигмент в стержне волоса и повреждает фермент, благодаря которому пигмент синтезируется в луковице.

Вот уже полтора века одной из лучших подруг модниц всего мира остаётся перекись водорода. Именно с неё начинаются все попытки радикального изменения цвета волос: чтобы придать шевелюре нужный оттенок, её прежде лишают своего, естественного. И не важно, что в XXI веке обесцвечивание чаще происходит в салонах красоты, а не по домам, как в Советском Союзе XX века, или в химических лабораториях, как во Франции века XIX. Перекись, или пероксид водорода, H2O2, за какими бы словами её не прятали, ещё долго останется главным средством превращения в искусственных блондинок.

Но, как выясняется, "химическая" перекись имеет куда более естественное отношение к цвету волос, чем "натуральные" хна и басма. По данным учёных из Великобритании и Германии под руководством Карин Шалльрёйтер из Университета Бредфорда, именно перекись водорода ответственна за потерю цвета волос с возрастом.

Сначала седые, а потом и белые волосы - результат накопления H2O2 в волосяных луковицах, и именно перекись является основным агентом окислительного стресса, который приводит к гибели клеток-меланоцитов, придающих нашим волосам цвет. Работа биохимиков и дерматологов опубликована в журнале Федерации американских обществ экспериментальной биологии (FASEB).

Что седина - это не окрашивание волос в белый цвет, а потеря их естественного тёмного оттенка, люди поняли ещё в далёкой древности. Со временем стало ясно также, что седина не является исключительно человеческим приобретением и многие лохматые млекопитающие также седеют с возрастом - просто в естественных условиях дикие звери до такого возраста редко доживают. Собственно, на этом прогресс в познании процесса поседения прекратился на века.

Качественно новое понимание седины пришло лишь с появлением клеточной биологии и пониманием строения и роста волос на клеточном уровне. С помощью микроскопа учёные разглядели, что луковица, из которой растёт волос, состоит в основном из клеток двух типов - кератиноцитов и меланоцитов. Задача первых - выстроить структуру волоса, то есть стать частью его очередного нижнего слоя, синтезировать как можно больше белка кератина и умереть, оставив кератин в волосах и позволив выполнить работу новым кератиноцитам из очередного нижнего слоя.

Назначение вторых - производить крохотные пузырьки пигмента - чёрно-бурого (эумеланина) или жёлто-рыжего (феомеланина), комбинация которых определяет все оттенки цвета волос (равно как и кожи и глаз). Эти пузырьки затем передаются в структурные клетки и остаются в вырастающем из луковицы волосе. Собственно, седеют волосы от того, что меланоциты перестают выполнять свою работу - либо их становится слишком мало, либо они перестают синтезировать пузырьки пигмента, либо производят они его там, где не надо.

В 2002 году японка Эми Нисимура, занимавшаяся исследованиями меланомы - формы рака кожи, вызванного бесконтрольным ростом тех самых меланоцитов, открыла в волосяных луковицах стволовые клетки, которые со временем превращаются в меланоциты. Через пару лет учёные показали, что с возрастом этих стволовых клеток в луковицах становится меньше, а в меланоциты они зачастую дифференцируются совсем не там, где надо - в далёкой от кератиноцитов и фокуса роста волос клеточной нише, где нет никакой возможности впрыснуть красочные пузырьки в растущий волос.

Нисимура и её научный руководитель Дэвид Фишер тогда даже нашли косвенные указания на то, что меланоциты со временем отмирают "по своей воле", в процессе апоптоза: стоило выключить гены, ограничивающие апоптоз, как мыши стали седеть гораздо быстрее. Однако непонятным оставалось, что является первопричиной гибели - внешние сигналы от "рецепторов смерти" на поверхности клеток, результаты каких-то внутренних проверок целостности ДНК и других жизненно важных элементов клетки или что-то ещё.

Как показали Шалльрёйтер и её коллеги, исследуя людские волосяные луковицы, причина всё-таки в накоплении перекиси водорода.

С помощью рамановской спектроскопии волос на головах живых людей учёные проследили за изменением концентрации разных веществ в стержнях и луковицах волос. К старости количество Н2O2 в каждом волосе может измеряться миллиграммами - то есть составлять ощутимую долю массы волоса.

По мнению учёных, накопление пероксида начинается тогда, когда фермент каталаза перестаёт справляться с её разложением (кстати, именно этой реакции и выделяющемуся при ней кислороду мы обязаны антисептическим свойствам перекиси). Как результат, большое количество перекиси, во-первых, обесцвечивает волосы, а во-вторых, повреждает клетки - без разбора.

Однако присутствует и третий, специфический эффект на клетки, в которых производится пигмент. Одновременно с каталазой падает и количество двух ферментов - A- и B-редуктаз сульфоксида метионина, "высвобождающих" эту аминокислоту для использования в строительстве других белков. В частности, используется она в одном из активных центров тирозиназы - фермента, играющего ключевую роль в образовании пигментов.

Таким образом, перекись наносит двойной удар: с одной стороны, разрушает уже готовый фермент, а с другой - мешает его синтезу.

Учёные даже проверили - правда, только in vitro, "в пробирке", что искусственное введение L-метионина останавливает процессы, связанные с поседением волос. В отличие от черноволосой Нисимуры, которую интересовала только неожиданно вскрывшаяся связь между меланомой и старческой сединой, блондинка Шалльрёйтер надеется на практическое применение своего открытия.
Газета.ru http://www.gazeta.ru