В нескольких американских штатах начато расследование деятельности организации "Сеть окончательного ухода" (Final Exit Network), члены которой, как полагает следствие, помогают тяжело больным людям самостоятельно уйти из жизни.
По делу FEN уже арестованы четыре человека - двое в Джорджии, и еще двое в Мэриленде.
Дело FEN началось после смерти 58-летнего Джона Селмера, жителя г. Камминг в штате Джорджия, страдавшего от рака ротовой полости и горла. Обстоятельства смерти Селмера вызвали подозрения как у его родственников, так и у коронера, осматривавшего тело. Посоветовавшись, они решили, что несчастный, скорее всего, подвергся эвтаназии, то есть совершил добровольное самоубийство при содействии посторонних, и обратились в Бюро расследований штата. Там довольно быстро установили личности подозреваемых и в среду провели операцию по их поимке. Задержанными оказались 76-летняя жительница г. Атланта Клэр Бэр и 63-летний Томас Гудвин из г. Пунта Горда, штат Флорида. Бэр и Гудвин поймали "на живца" - сотрудник бюро представился неизлечимо больным и попросил оказать ему помощь в добровольном уходе в мир иной.
В это же время еще два подозреваемых в содействии самоубийству - 60 летний Николас Шеридан и 81-летний врач Лоренс Эгберт - были арестованы в штате Мэриленд. Всем четверым уже предъявлены обвинения, среди которых - содействие самоубийству и сокрытие улик. Как выяснилось в ходе допроса, все четверо являлись членами
организации "Сеть окончательного ухода", зарегистрированной в одном из пригородов г. Атланта. Как говорится на официальном сайте FEN, она является "добровольной организацией, помогающей людям, страдающим от непереносимых состояний". Члены FEN "дают своим подопечным советы, поддерживают их, а также инструктируют их в том случае, если они заходят самостоятельно покинуть этот мир". Для получения помощи от организации нужно всего лишь заплатить единовременный взнос - $50.
Специалистам Бюро расследований Джорджии удалось выяснить, как именно FEN помогала больным людям убить себя. Основным способом самоубийства было удушение гелием - газом, вытесняющим из легких необходимый для дыхания кислород и вызывающим смерть через несколько минут. Перед совершением самоубийства больному нужно было купить два баллона с газом и специальный мешок, надеваемый на голову. В назначенный день домой к самоубийце приезжали два члена FEN, один из которых, получив согласие подопечного, до конца процедуры удерживал мешок на его голове.
Как предполагают следователи, самоубийство Джона Селмера - не единственное, к которому FEN имеет отношение. Полиции Аризоны удалось установить причастность организации к смерти в 2007 г. 58-летней жительницы этого штата, однако обвинения по этому делу пока не предъявлены. Несмотря на то что родственники Селмера признали, что последствия многочисленных операций, не принесших, по-видимому, особенного результата, причиняли ему неимоверные страдания, они выразили удовлетворение тем, что
связанные с его самоубийством члены FEN арестованы. От дальнейших комментариев
семья отказалась, попросив журналистов уважать их право на неприкосновенность частной жизни. От комментариев пока воздерживается и руководство "Сети окончательного ухода".
Между тем в последние годы в
США эвтаназия приобретает все больше сторонников, и некоторые штаты, такие как Орегон, Вашингтон и Монтана, даже разрешили своим жителям добровольно уходить из жизни. Для разрешения властей на процедуру нужно заручиться поддержкой нескольких врачей, которые удостоверятся в необратимости болезни, и, в некоторых случаях, получить соответствующее постановление суда.
Как правило, каждое применение эвтаназии, как в США, так и в других странах мира, вызывает широкий общественный резонанс, а иногда и активное противодействие со стороны властей. Такая
история произошла, например, с американкой Терри Шиаво, чей мозг был необратимо поврежден в 1990 г. в результате кислородного голодания. Судебная тяжба между мужем Шиаво, требовавшим отключить ее от системы жизнеобеспечения, и родными больной продолжалась семь лет, и закончилась эвтаназией в 2005 году. В Италии споры вокруг права на смерть 38-летней Элуаны Энгларо, находившейся в коме с 1992 г., чуть было не привели к политическому кризису, однако в конце концов и итальянке дали умереть спокойно.