Премьер Армении подал в отставку
В Армении освободили лидера акций протестовВ Армении освободили лидера акций протестов
В Ереване задержали более тридцати протестующихВ Ереване задержали более тридцати протестующих
В Ереване десятки военных присоединились к протестующимВ Ереване десятки военных присоединились к протестующим
Центробанк ожидает резкий рост зарплат бюджетниковЦентробанк ожидает резкий рост зарплат бюджетников
В Ереване оппозиция возобновила акции протеста
Климкин заявил, что Запад поддержал украинский план по миротворцамКлимкин заявил, что Запад поддержал украинский план по миротворцам
СМИ назвали условие ослабления американских санкций против КНДР
СМИ назвали условия ослабления американских санкций против КНДР
Генсек ООН признал неэффективность Совета БезопасностиГенсек ООН признал неэффективность Совета Безопасности
Премьер Армении подал в отставкуПремьер Армении подал в отставку
Роскомнадзор опроверг данные о сбоях из-за блокировки подсетей AmazonРоскомнадзор опроверг данные о сбоях из-за блокировки подсетей Amazon

На поверхности Марса недавно протекала вода

Новости науки и техники: На поверхности Марса недавно протекала вода
На поверхности Марса, судя по всему, примерно миллион лет назад протекала вода, свидетельствуют новые данные.

На снимках, переданных с Красной планеты космическим аппаратом НАСА, видны веерообразные каналы, которым, судя по всему, около 1,25 миллионов лет, указывается в исследовании.

Ученые полагают, что эти каналы проложила вода, образовавшая при таянии льдов.

Судя по всему, это был последний период, когда по поверхности Марса текла вода, считает группа американских исследователей из университета Брауна в штате Род-Айленд. Их выводы опубликованы в журнале Geology.

Ученым было известно, что каналы на Красной планете относительно молодые, но они не могли точно определить их возраст.

И вот теперь это сделали Сэмюэл Шон и его коллеги из Брауновского университета. Они подсчитали возраст каналов при помощи кратеров на горном плато Promethei Terra, расположенном к югу от марсианского экватора.

"Это не тот водоем, в который можно запустить золотую рыбку, - пояснил Сэмюэл Шон. - Но вода там была и образовалась она при таянии льдов. По поверхности Марса текла талая вода, оставляя наносы. Все это длилось не очень долго, но это было".

По словам исследователей, открытие системы каналов или одного канала, по которому не так давно - всего лишь 1,25 миллионов лет назад - текла вода, существенно увеличивает период, в течение которого на Красной планете могла быть вода в жидком виде.

Кроме того, это является еще одним доказательством того, что на Марсе недавно был ледниковый период. В то время полярный лед, как полагают, продвинулся к экватору планеты, о чем свидетельствуют наносы на дне каналов в средних широтах.

Разный возраст

Издали каналы выглядят как единая система, шириной в несколько сот метров.

Однако при детальном изучении снимков, переданных аппаратом Mars Reconaissance Orbiter (MRO), можно более детально проследить путь, который проделывала вода, образуя на дне так называемый намывной веер.

Для подсчета возраста этой системы ученым пришлось определять число кратеров.

Поскольку столкновения тел в космосе происходят с некоторой регулярностью, то этот метод стал главным в определении возраста структур поверхности планет. Чем больше кратеров на ее поверхности, тем она старше, и наоборот: более гладкие поверхности считаются более молодыми.

Ученые признают, что при подсчете возраста поверхности при помощи этого метода возможны погрешности в ту или иную сторону, однако, они, по словам исследователей, находятся в допустимом диапазоне.

Сэмюэл Шон и его коллеги смогли выделить четыре отдельных выступа, образующих намывной веер. Они определили, что все они были образованы в разное время.

На одном из выступов видны небольшие кратеры, и ученые считают, что это самая старая часть канала. На других выступах следов кратеров не было, и поэтому можно предположить, что они моложе.

"Мы считаем, что на Марсе недавно была вода, - сказал соавтор Сэмюэла Шона, профессор геологии в Брауновском университете Джеймс Хэд III. - Мы сделали большой шаг в деле доказательства этого факта".

Сравнив эти данные с другой поверхностью, испещренной кратерами и лежащей в 80 км к юго-западу от исследуемого ими места, ученые смогли установить возраст самого древнего выступа - по их мнению, он насчитывает 1,25 миллионов лет.

Таки образом удалось установить максимальный возраст более молодых выступов.

Ученые высказали предположение, что они были образованы во время самого последнего ледникового периода на Марсе, когда в складках поверхности накапливались отложения льда и снега.

Около полумиллиона лет назад лед в средних широтах начал таять, но в большинстве случаев он превращался непосредственно в пар.

Как утверждают ученые, самой вероятной причиной образования каналов было таяние собравшегося снега и льда, благодаря которому и появилась проточная вода.

Ранее на Марсе были обнаружены минералы, содержащие воду, такие как опалы и карбонаты.
BBC http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm

В Армении освободили лидера акций протестов В Армении освободили лидера акций протестов

Заключить под стражу предпринимателей теперь станет сложнее. Заключить под стражу предпринимателей теперь станет сложнее.